Почему многие люди не могут перестать опаздывать?
Марина Витальевна Лазовская – врач, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы, автор метода «Школа Самопознания», проектов для развития эмоционального интеллекта, практик поддержания физического и психического здоровья.
Что это такое — психика?
Психика каждого из нас — это набор привычек, убеждений, программ эго и социальных клише. Они управляют нами вне нашего сознания, мы принимаем их за себя и, пока не научимся осознавать, не имеем доступа ни к апгрейду, ни к управлению. В научных экспериментах доказано, что на уровне нейрофизиологии нервной системы сигнал действия к мышцам поступает из мозга раньше, чем мы успеваем это осознать как мысль или желание. Это происходит незаметно для ума, поэтому мы привыкли думать, что всегда осознаем, что говорим и делаем. Это не так.
В чем проблема?
На поверхностном уровне можно сказать, что хронически опаздывающий — просто нарцисс-эгоцентрик. Он может сделать над собой усилие и прийти вовремя, но, как и все насильственное, такие действия не дадут долговременного эффекта. Следующий уровень: заставляя других ждать, опаздывающий этим проявляет враждебность. Верно, но и это еще не все.
Как это работает на самом деле?
Есть такой алгоритм: контекст важнее, чем текст. Представим следующую ситуацию: один человек заранее приезжает в аэропорт и сидит в зале ожидания, другой бежит по терминалу и уже понимает, что опоздал, вдруг оба слышат объявление: вылет рейса задерживается на час. Первый вздыхает раздраженно, второй — облегченно. Один и тот же факт (задержка рейса) вызывает разные эмоции у людей, находящихся в разных ситуациях.
Что происходит, когда кто-то опаздывает?
В зависимости от контекста к опоздавшему чувствуют широкий спектр эмоций — от раздражения, злости до сарказма и презрения. То есть тот, кто имеет привычку опаздывать, не может быть уверен в каком-то конкретном эффекте, поэтому его поведение не целенаправленно. Некоторые даже говорят, что пробовали сделать все, чтобы не опоздать, и все равно не получалось. Обычно это указывает на наличие более глубокого уровня бессознательного управления действиями. Он недоступен нашему уму напрямую. Мы можем его изучать только по тем эффектам, которые он производит.
В чем причина?
За всеми паттернами опоздания всегда стоит страх. Любая психологическая травма в своей основе имеет страх, угрозу жизни в прямом, физическом, и психологическом смысле. Страх вызывает напряжение и создает дефицит энергии. Внимание — это энергия. Мир борется за энергоносители, внимание — один из них. Для ребенка внимание родителей, матери в первую очередь, — это возможность жить. По причине неопределенности и непостоянства поставок внимания в удовлетворении потребностей не только физического плана, но и эмоционального между ребенком и значимыми взрослыми не может сформироваться доверительная привязанность. Создается энергетический дефицит в виде боязливости, настороженности, недоверия. По мере развития мозга и усложнения психики это может замаскироваться под враждебность, высокомерие, наглость и заносчивость. Глубоко внутри это все равно страх потери внимания и любви в целом. Подчеркиваю — страх как причина не осознается.
Как проявляются следствия?
Если в детском опыте квантами внимания были непринятие, негодование, чрезмерная критика, то ребенок учится выживать с тем, что есть, а его эго формирует набор защитных программ протестного поведения, одним из которых являются опоздания. Некоторые становятся перфекционистами-достигателями и так получают энергию внимания, одобрения, похвалы и восхищения, а другие покрывают дефицит, собирая негативные эмоции окружающих, не выполняя обещания, прокрастинируя и опаздывая.
Что можно сделать?
Бесполезно ругать и запугивать человека, внутри которого сидит «ребенок» и на бессознательном уровне рулит всем так, чтобы получить энергию привычным способом. Защитные стратегии эго что в пять лет, что в 50 ограждают нас от страха потери любви, но они, как антибиотики, не действуют селективно, заодно ограждая нас и от радости, доверия, уважения, отношений, возможности быть на своем месте, от чувства ценности себя как личности. Нужно специально этим заниматься, выводить на осознаваемый уровень опыт недоверия к себе, к своей самобытности, и тогда мы можем что-то менять:
- Осознание проблемы — первый шаг.
- Учиться быть внимательным к любым эмоциям, принимать себя всяким.
- Принимать не значит соглашаться. Брать из травматического опыта полезное, а не жить с ограниченными способностями.
- Изучать себя, чтобы лучше понимать и создавать доверительную привязанность. Мы боимся и не доверяем тем, кого плохо знаем, в первую очередь это относится к нам самим.
- Учиться понимать и ценить свои особенности, развивать уникальность.
Осознанность — это и лекарство от страха одиночества, и возможность иметь хорошие отношения с другими. Осознанности нужно учиться, это навык эмоционального интеллекта, требующий искусного и внимательного отношения.