«Через каждого идет какой-то поток. Нужно просто найти через что его воплотить в мир» – интервью с Андреем Запорожцем
Когда находишься с Андреем Запорожцем рядом, понимаешь, почему друзья называют его Сан. Он как будто распространяет вокруг себя солнечные лучи – они ярко светят и сильно греют. Задаешь ему вопросы на одну тему, а он каким-то чудным образом отвечает на другие – те, которые внутри тебя и волнуют давно. И откуда он знает? Наверное, недаром один из его альбомов называется «Дайвер» – в суть вещей Сан погружается действительно очень глубоко. Когда я собиралась на встречу, я знала об Андрее три вещи: что он практикует дзен-буддизм, что очень избирательно впускает людей в свой круг общения и что может быть закрытым во время интервью. Я была готова ко всему. Но с первых минут, к своему удивлению, ощутила невероятную легкость – такую, какая бывает только с тем, кого знаешь уже тысячу лет. А потом я и вовсе забыла о том, что общаюсь с исполнителем, песни которого пылко распевала под гитару в студенческие годы. Я видела перед собой человека, разговор с которым захватывает, как та самая книга, которую ты очень давно хотел прочитать, но никак не доводилось. И вот, наконец, она попадает к тебе в руки, и ты полностью погружаешься в текст – и с каждой новой страницей на душе становится все лучше и лучше.
Привет, Андрей. У тебя сегодня концерт. Расскажи, пожалуйста, как ты обычно проводишь день перед выступлением? Как готовишься, настраиваешься?
В Москве столько всего происходит. Здесь очень много друзей, с которыми хочется увидеться, но не хватает времени. Я стараюсь их пригласить на концерт и пообщаться после. В день выступления мне важно хотя бы какое-то время побыть одному, собрать энергию, но так получается не всегда. Есть ритуалы – распевки, медитации. Сегодня, например, был в спортзале, все-таки нужно зимой сохранять бодрость. Бегаю еще.
Распевки, медитации и спорт – это твой обязательный «сет» перед концертом?
Нет, ничего обязательного нет. Всегда по-разному. Нельзя так спланировать, чтобы все было идеально. Что-то обязательно пойдет не так, как ты себе представляешь.
Концерт – это такой мощный энергообмен. Как ты собираешь энергию?
Когда нахожусь на природе или просто гуляю в одиночестве, при этом «не втыкаю» в телефон и напряженно ни о чем не думаю. Это необходимо каждому человеку, особенно в большом городе, где на нас каждый день валится так много информации. Многообразие выбора повергает человека в состояние суеты. Что именно он на самом деле хочет, он часто не чувствует. Поэтому чтобы сохранить какую-то ясность, необходимо спокойствие. Когда ты спокоен, ты четко понимаешь, что в данной ситуации тебе нужно.
Если говорить о выборе, скажи, в начале твоего пути были ли у тебя сомнения, чем заниматься? Или ты сразу знал, что хочешь быть музыкантом?
У меня с детства были музыкальные способности, я очень любил петь и слушать музыку, но, если честно, никогда не думал, что стану артистом. Я учился в медицинском университете, и мы просто начали играть для друзей. И только когда я увидел, что это всем нравится, решил попробовать. Дальше все стало получаться и сомнений уже не было. Здорово, когда, скажем, родители видят в детях способности и стараются им помочь. Но у меня такого не было.
Родители тебе не помогали?
Да, мне пришлось, скорее, пойти им наперекор. И я, в общем-то, не жалею. Потом они согласились с моим выбором и очень радовались, что у меня все получилось.
А вначале приходилось им доказывать?
Да, безусловно.
Наверное, надо обладать очень большой уверенностью в себе, чтобы, несмотря на сопротивление окружения, двигаться к своей цели?
Это необходимо в любом деле. Даже очень талантливые люди часто мешают себе своими сомнениями. А менее способные, но с определенными качествами характера, всегда всего добиваются. Проверено.
Какие качества ты имеешь в виду?
Трудолюбие, последовательность, понимание цели и следование ей вне зависимости ни от чего. Но важны приоритеты. Если ты хочешь что-то дать людям, то можно говорить об этом, как о чем-то позитивном, а если главное – сделать все только для себя самого, то тогда это можно рассматривать в негативном ключе. Обычно такие люди готовы пожертвовать вообще всем, в том числе и другими ради своего успеха. Такие примеры есть. Но есть и те, которые изначально что-то дарят миру, а не только берут. У них другой путь. Тогда наличие тех ценностей, которые нам навязывает общество, отходит на второй план. Если ты понимаешь, что ты выражаешь какие-то идеи, которые людей вдохновляют, и они через тебя идут потоком, то нужно это делать, безусловно. Через каждого идет какой-то поток. Нужно просто найти через что его воплотить в мир.
Какие у тебя сейчас основные идеи, которые ты выражаешь?
Выражаю только то, что внутри меня: все, что меня волнует. Переживания какого-то восторга, чего-то красивого: природа, женщины. Это может быть связано с происшествиями в мире. С революциями, войнами. Что-то, что тебя цепляет, трогает. Какие-то негативные моменты тоже могут вдохновить. Жизнь сама по себе вдохновляет. Мы ее проживаем, и она отражается в творчестве. Специально брать какие-то сверхидеи не получается. В меру своего понимания можно выразить то, что ты сейчас чувствуешь.
(Тут мне хочется спросить о том, что из последних происшествий зацепило Андрея больше всего, но вспоминаю, что мы договорились не говорить о политике.)
То есть такая трансляция внутреннего мира?
Конечно. Может, кто-то по-другому делает, не знаю. У меня это спонтанно. Я хочу запечатлеть то, что я чувствую сейчас. А потом доработать через какое-то время. Иногда на это уходят годы, иногда получается за неделю.
Ты говорил про важность таких качеств, как трудолюбие и последовательность. Ты ими обладаешь?
Я учусь. Наверное, скорее, да. Хотя иногда бываю рассеянным, что-то могу забыть. Но в каких-то основных моментах в жизни я придерживаюсь тех слов, которые сказал. Быть честным с собой и с другими людьми. И если я решил что-то, то я это делаю. Стараюсь быть последовательным. Идеально, конечно, всегда не бывает. Что-то иногда не получается.
Есть такой образ, что творческий человек обязательно рассеянный, хаотичный, а ты говоришь, что в творчестве необходима рациональность, последовательность…
Для достижения успеха – да. Творчеству все равно. Оно просто приходит. Но нужно над ним работать. А талантливые люди часто очень ленивые. Я тоже с этим борюсь. Потому что чисто технически: если я не буду петь каждый день, я потеряю навыки. Когда я постоянно в форме, проще воплощать творческие идеи. И я все время нахожусь в этом потоке. Если я выхожу из него – отвлекаюсь, долго занимаюсь другими вещами, не связанными с творчеством, – потом сложнее опять влиться в режим. Хаотичность присутствует, да, потому что творчество спонтанно. Но если у человека есть какая-то последовательность в своем деле, если он постоянно занимается, он будет продуктивнее, добьется большего. Все великие гении были очень трудолюбивыми. Они были одержимы своим делом. И могли им месяцами напролет заниматься. Например, Джими Хендрикс – люди не могли с ним работать, потому что он постоянно играл на гитаре, сидел на студии, мог не спать, все время сочинял и записывал. Он был в потоке, творил постоянно. И чем больше ты отдаешься творчеству, тем лучше у тебя получается.
А ты часто выпадаешь из творческого потока? Бывают периоды, когда ты долго не занимаешься музыкой?
Нет. Но бывают моменты, когда я отдыхаю и набираюсь впечатлений. Это сейчас происходит очень редко, но это тоже необходимо. Периоды, когда ты впитываешь. Не производишь что-то, а осознаешь, наблюдаешь, общаешься, путешествуешь, впечатляешься. А потом наступают моменты, когда это все внутри тебя переваривается, и получается что-то такое совершенно новое, смешанное из всего пережитого. Это как вдох и выдох – нужно и то и другое.
Если вспомнить 2000 год, когда появилась 5’NIZZA и все услышали ваши первые хиты, что сейчас изменилось?
Сейчас я себя очень ограничиваю. Если раньше мне было интересно все – хотелось все попробовать, везде побывать… Я каждый день знакомился с новыми людьми, куда-то ходил. Сейчас же я понимаю, что мне нужно, а что мне не нужно. Круг людей, c которыми я общаюсь, сократился до 5–6-ти. Все это произошло не специально, а естественно.
То есть четкие ограничения вошли в твою жизнь?
Да, но это не значит, что я буду придерживаться этого всю свою жизнь. Сейчас так. В будущем, возможно, я еще больше себя ограничу. А может быть, наоборот.
С чем связаны эти ограничения? С тем, что духовные практики очень прочно вошли в твою жизнь? (Андрей много лет практикует дзен-буддизм. – Прим. ред.)
Ну, они уже давно в нее вошли. Скорее, стал появляться их результат. Если человек что-то практикует, то это совершенно не означает, что результат быстро появится. Сейчас мне просто есть, с чем сравнить. Есть какое-то состояние ясности, и, если ты от него уходишь в сторону, тебе сразу же становится некомфортно. Я вот, например, сейчас в режиме информационной диеты.
Практикуешь медиааскетизм?
Да, и не только медиа. Это касается и общения с людьми. И так мне намного комфортней. Я, безусловно, слушаю музыку, смотрю какие-то передачи иногда (не по телевизору, а в Интернете) – те, что мне интересны, что-то изучаю, читаю, конечно, на выставках бываю. Но я очень избирателен и осторожен в плане поглощения информации.
А вот сами концерты? Что изменилось сейчас, если сравнивать с периодом 5’NIZZA?
Не знаю, на концертах я не думаю, я нахожусь в потоке. Оно (что-то, что сложно описать словами) само собой из меня выходит. Энергетика с возрастом меняется, это да. Если говорить про SunSay – это одно, если про 5’NIZZA – то это другое. Глобально я бы не сказал, что что-то изменилось. Может, я просто этого не заметил? Со стороны всегда виднее. Мне кажется, только недавно это было. Время так быстро летит…
18 лет прошло…
(Задумчиво улыбается.)
Что ты обычно испытываешь после концерта? Публика транслирует тебе любовь, дарит свою энергию – каково это?
Очень по-разному. Нельзя сказать, что кто-то только берет, а кто-то только отдает. И что именно – сложно сказать. Но если ты был осознанным на сцене, то ты уходишь со сцены с ощущением приятной усталости, как будто ты сделал все, что мог, и это классное ощущение. Но так не всегда выходит. Иногда бывает, что теряешь сосредоточенность, и тогда очень сильно устаешь, какой-то дисбаланс происходит. У меня недавно было такое. Очень некомфортные ощущения.
После концерта?
Да, бывает. Поэтому чем больше подготовки, чем все более четко отрепетировано, тем лучше. Импровизация всегда присутствует, но ее должно быть по минимуму, и она должна быть только там, где ты хочешь ее сделать по-настоящему, а не случайно. Если хоть в чем-то есть что-то недоработанное, на сцене ты тут же почувствуешь дискомфорт. Я вот с возрастом все больше понимаю, что нужно работать больше. Спонтанность никуда не девается. Но когда есть мастерство, то тогда это – как лететь… Ты летишь уверенно, но если что-то не так – мотор барахлит или, к примеру, забыл заправиться, – то делаешь это уже не так уверенно. И тогда сложно.
Над чем ты сейчас работаешь?
Я делаю новый проект, я вложил в него очень много энергии. Пока не говорю ничего о нем, но он скоро выйдет. Он не касается ни SunSay, ни 5’NIZZA (в 2015 г. дуэт сообщил о своем реюнионе, выпустил новые песни и дал ряд концертов. – Прим. ред.) Параллельно у меня сейчас три проекта.
Наверное, должен быть распорядок, чтобы успевать работать одновременно над тремя проектами? Ты просыпаешься и сразу идешь заниматься музыкой, все четко?
Нет, скорее, более хаотично. Есть времена, когда я пропадаю на студии. Есть периоды, которые я провожу с ребенком, например, или уезжаю куда-то… Кроме того, мы часто гастролируем, и тогда ты в дороге, и каждый день у тебя новый город. Последний год не было каких-то длинных туров, мы везде играли понемногу. Не могу сказать, что было огромное количество концертов. Было время и на творчество, и на отдых. Это очень важно. Это период накопления и период реализации. Время путешествий тоже очень творческое: приходят какие-то идеи, делаешь наброски, которые потом дорабатываешь на студии. Я нахожу время побыть в ретрите, периодически езжу медитировать, несколько раз в год это обязательно. Стараюсь найти баланс между активной жизнью и созерцанием. Тусуюсь я немного. Иногда я люблю сходить куда-то потанцевать, редко, но так бывает, когда я знаю, что играет тот самый человек, который даст мне то, что я хочу. На концерты я сейчас стал редко ездить, разве что могу кого-то послушать на фестивале, где мы сами выступаем. Стараюсь что-то воспринимать извне, но очень осторожно, избирательно.
Почему такая осторожность?
Потому что идет очень мощный поток информации из мейнстрим-индустрии. И даже при первом соприкосновении с ней мне становится… Скажем так, мне не совсем это близко. И хочется сразу это выключить. 90% того, что сейчас в рейтингах, топах, – не мое. Поэтому я другими вещами интересуюсь.
Чем ты сейчас интересуешься?
Литературой, искусством, вечным – тем, что останется надолго. Велимира Хлебникова стал изучать – меня заинтересовала его биография, его личность. Начал читать Толстого «В чем моя вера?», потом за «Анну Каренину» возьмусь. У Толстого такой основательный, глубокий анализ людей, характеров, которые он показывает. Там такая нравственная опора – этого сейчас очень не хватает. Информации много, но очень важно искать то, что будет с тобой резонировать. Я, конечно, в детстве читал «Войну и мир», что-то пропуская, пролистывая, что-то просил девочек пересказать в классе. Можно сказать: «Я прочитал «Войну и мир»». Но насколько глубоко человек проник, прочувствовал произведение? Смысл не в том, чтобы книжки читать. Нужно применять эти знания в своей жизни. Это обогащение. Можно прочитать огромное количество литературы и остаться эгоистичным, тогда толку в этом никакого нет.
Тебе приходится вести соцсети?
Я начал вести Инстаграм сам, но понял, что мне неинтересно выкладывать фотографии самого себя, а люди в основном этим интересуются. Поэтому я поручил это делать менеджерам.
То есть все соцсети за тебя кто-то ведет, ты там сам не появляешься?
Появляюсь. У меня страница ВКонтакте, в Фейсбуке, где я общаюсь с людьми. У меня есть Телеграм, где я общаюсь с близкими друзьями. Это необходимо сейчас. Есть почта gmail для пересылки файлов. Ну, какой-то минимум. Иногда, в путешествиях, я веду Инстаграм сам. Мне, честно говоря, как-то сложновато каждый день что-то выкладывать, постить, стримить. Я понимаю, что людям это нужно, тем более молодым, они живут в современном мире. Не знаю, может быть, и надо это делать, но… у меня получается только иногда.
Расскажи про три проекта, которыми ты сейчас занимаешься. Как ты между ними балансируешь, есть ли какие-то продюсеры?
Да, конечно, у нас профессиональная команда. Каждый отвечает за свой фронт работ. Мы пока не стали каким-то лейблом, но мы работаем давно и уже сработались.
Из этих трех проектов есть твой любимый?
Все абсолютно разные. SunSay – это то, что совсем я. Другие проекты – это симбиоз. В этом разница. Там есть и плюсы, и минусы.
Можешь рассказать про себя-папу? Какой ты отец, как ты воспитываешь свою дочь?
Я на самом деле очень добрый, веселый и мягкий отец. Строгости не хватает, но я стараюсь. Сейчас, с возрастом, я понимаю, как это важно. Поскольку я с ребенком нахожусь не постоянно, это очень сложно. На самом деле я не считаю себя образцовым отцом, на которого можно было бы равняться. Все, что я могу дать, я даю. Это классно и весело – проводить время с ребенком. Может, она просто видит, какой я, и если я для нее авторитет, то она все возьмет сама, если захочет.
Она ходит на твои концерты?
Ходит, но не всегда. Она живет в Индонезии, иногда в Харькове, сейчас приехала в Москву. У нее такая интересная жизнь. Я вот в молодости не путешествовал столько, сколько она. Она занимается спортом, театром, учится кататься на лошадях – вот я, например, не умею! И даже самому захотелось научиться.
Твоя дочь живет в Индонезии, а ты где живешь?
Последние полгода в Харькове. А вообще по-разному. Могу периодически переезжать куда-то ненадолго. Нет такого, чтобы я был где-то постоянно.
У тебя есть любимый город?
Не знаю. Я, если честно, сейчас понял, что живу без ощущения дома. Правда. Пока у меня нет дома. Так, чтобы было место, куда мне было бы хорошо зайти, такого нет. Но я сам в этом, наверное, виноват.
Почему?
Наверное, я не пытался построить дом…
Что бы ты мог посоветовать начинающим музыкантам?
Просто заниматься этим, просто делать. И когда ты общаешься с людьми со сцены, ты понимаешь, что работает, а что нет. Есть музыканты, которые не любят выступать, которые больше любят сочинять. Я больше вижу свои сильные стороны в исполнительском мастерстве, чем в композиторском. Я не считаю себя композитором. Я не умею писать музыку – может, когда-нибудь и научусь. Я просто записываю мелодии на айфон, потом встречаюсь с кем-то, кто играет на инструменте. Либо кто-то приносит свою идею, для которой я что-то сочиняю. Надо просто делать и меньше реагировать на мнения других. Мы вот сейчас с Влади из «Касты» сделали песню. Я, кстати, очень его уважаю. Он большой молодец. В хип-хопе он один из самых светлых персонажей. Получилось очень классно, как мне кажется. Но некоторые стали критиковать, сравнивать с чем-то. Не надо обращать на это внимания. Мнений всегда очень много: что-то кому-то нравится, кому-то не нравится. Меня кто-то критикует, я кого-то критикую. Это нормально.
Есть у тебя какое-то видение будущего? Кем ты видишь себя через пять, десять лет?
Я не провидец. Я двигаюсь не спеша, постепенно, на ощупь. Интуиция подсказывает мне, каким должен быть следующий шаг, но я не вижу на два шага вперед. Я всегда жил «здесь и сейчас». И старался в этот момент делать правильно – так, как мне кажется сейчас. Я точно буду заниматься дальше музыкой, я точно буду находить моменты для успокоения, созерцания и наблюдения, внутренних открытий. Путь духовного развития в моей жизни очень важен. И тогда то, как будет развиваться материальная жизнь, зависит от того, что будет происходить внутри меня. Если честно, мне даже сложно сказать, где я буду жить. Есть люди, которые четко все расписывают: «В 2022 году хочу, чтоб у меня было то-то и то-то». У меня так не получается. Я знаю только, что у меня будет в ближайшее время. Что у меня сегодня концерт, что надо собраться, дать людям максимальный заряд ясности, чего-то хорошего, воодушевления.
Фото: Артем Петин
Благодарим Арарат Парк Хаятт Москва (бар «Консерватория») за помощь в проведении съемки.