«Прошли те времена, когда ты смотришь на своих коллег и тебе стыдно» – интервью с Лукерьей Ильяшенко
О работе
Недавно вы сыграли в новом фильме Анны Меликян «Про любовь. Только для взрослых». Первую часть смотрели? Как вам?
Да. И мне понравилось. По-моему, это один из самых крутых отечественных проектов и тот редкий случай, когда хорошее российское кино – не мрачный артхаус, а веселый, жизнеутверждающий и качественно сделанный фильм.
Российский кинематограф принято ругать. А вы что думаете?
Конечно, мы не дотягиваем до западного уровня, что уж говорить… В русском кино до сих пор есть такое понятие, как «красивая картинка». Смешно в ХХI веке хвастаться такими вещами. Но при этом я думаю, что ориентироваться на Голливуд нам тоже смысла нет, российский кинематограф должен быть уникальным. И сейчас это чаще всего драмы про то, как все плохо. Такова уж специфика русской души. Нам не хватает хороших зрительских фильмов, не связанных с туалетным юмором и шутками о том, что мы – нация алкашей и гопников. Но что радует: сегодня наши режиссеры делают акцент на хорошую актерскую игру. Прошли те времена, когда ты смотришь на своих коллег по телевизору и тебе стыдно, потому что они переигрывают, как в цирке. Зрителю прививают вкус к естественному поведению актеров на экране, это здорово.
Кто из российских режиссеров нравится?
Люблю раннего Михалкова, Оксану Бычкову, Наташу Меркулову, Алексея Чупова, Михаила Местецкого.
А из зарубежных?
Тима Бертона, Джима Джармуша, Гаспара Ноэ – очень люблю его картину «Любовь».
Какие еще любимые фильмы можете назвать?
«Одержимость» Дэмьена Шазелла, «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы, «12 стульев» Леонида Гайдая.
У вас есть суеверия по поводу профессии?
Никаких.
В гроб ради роли ляжете?
Запросто.
Случалось, чтобы вам предлагали роль, намекая на близость в благодарность за нее?
Ни разу. Я считаю, те, кто рассказывают о подобном, врут. Наше кинопроизводство слишком дорогая вещь, чтобы брать в фильмы тех, кто этого не заслуживает. Иначе продукт провалится, и люди потеряют деньги. Ни один секс такого не стоит.
После «Сладкой жизни» вы стали очень востребованы. А бывало такое, что приходилось сидеть без работы?
Я не могу сказать, что очень востребована. Да, я много снимаюсь, но большинство времени проходит в ожидании хорошего материала, которого в нашей стране, к сожалению, мало. Чаще всего открываешь сценарий и хочется плакать, потому что диалоги в нем написаны языком, на котором не говорит ни один вменяемый человек. Первое желание – сказать, что не приду. Потом хочется позвонить и спросить: ребят, зачем вы так? В итоге ты выходишь на площадку, текст нещадно режут, очеловечивают и, ура, можно работать. Так что в русском кино, увы, сценарный кризис.
Что вам помогает не подхватить звездную болезнь?
Понимание того, что профессия артиста неблагодарная: сегодня густо, завтра пусто. Уверена, на свете нет ни одного актера, который бы не боялся, что больше его не позовут сниматься. Да и потом, что я такого важного сделала, чтобы зазнаваться? Изобрела лекарство от рака? Нет. Ну, снялась я в роли Леры в «Сладкой жизни», повезло мне. Да кто угодно мог быть на этом месте. После сериала я, кстати, начала испытывать неприязнь, когда мне предлагали сыграть что-то подобное. Понимала, что это амплуа удалось, но при этом боялась остаться актрисой одной роли. После фильма «Налет» на Первом канале с Владимиром Машковым и Сашей Палем я выдохнула, доказав, в первую очередь самой себе, что могу играть не только Леру. Хотя этот проект, будучи очень успешным для канала, лично мне узнаваемости не принес.
Но на улице, тем не менее, узнают? Привыкли к этому?
Нет. Особенно когда ты злая и невыспавшаяся вышла в магазин за хлебом, а тебя дергают за рукав, просят сфотографироваться. Но когда спрашиваю себя, хотела бы я, чтобы этого не было, ответ однозначный: конечно, нет.
С какими словами люди обычно подходят?
«Ой, здрасьте, это же ты из того сериала, как его там?..» В таких случаях хочется спросить: почему вы мне тыкаете, я же к вам на «вы»?
Что еще вас может разозлить?
Когда мастера в салонах рассказывают, что мне нужно сделать со здоровьем, чтобы у меня заколосились брови и начали расти ногти. В остальном я спокойный человек.
А тот факт, что сегодня в Инстаграме каждый второй – популярный блогер и звезда, не раздражает? Вы, например, актриса, у вас есть профессия и образование, но всего 400 тысяч подписчиков, в то время как у какого-нибудь, на первый взгляд, непримечательного аккаунта стоит отметка в два миллиона…
Респект владельцу! Вести успешный Инстаграм, чтобы он был интересен, это большой труд. Вайнеры и блогеры тоже работают: они постоянно что-то снимают, придумывают. Если есть спрос, то и отлично. Другой вопрос – насколько то, что они делают, может быть интересно человеку с мозгами… И все же я понимаю, что эти ребята умеют то, чего не умею я. Инстаграм-звезда и публичная личность – разные вещи. Я, например, не смогу писать так же классно, как Ирена Понарошку, у которой есть интересный для подписчиков набор тем. По сути, ее аккаунт – это полноценное онлайн-издание.
Помимо того, что играете в кино и театре, вы еще и диджей. Как вас занесло за пульт?
Не буду обманывать – это коммерческая история. Мне предложили попробовать, я пошла и выучилась. У меня есть музыка, которую я люблю, – диско, электронная, но ее в регионах мало кто понимает, чаще люди хотят слушать про Витю, которому надо выйти.
О характере
В своем Инстаграме вы любите общаться с подписчиками, отвечаете им. И критику мимо глаз не пропускаете – отшучиваетесь. Вас она задевает?
К критике я отношусь адекватно, этому меня научило балетное прошлое. Иногда полезно послушать мнение профессионалов. Что касается блога, мне очень хочется донести свою позицию до подписчиков, чтобы они не поняли меня неправильно. Я сама веду свой Инстаграм, это моя личная страница, поэтому мне важно, чтобы люди понимали, что я такое. Негатива в моем блоге почти нет. А если уж кто-то беснуется, начинаю его стебать. Человек теряется, не знает, как реагировать. В итоге сдувается и самоустраняется. Это немножко злой прием, но зато веселый. А в остальном я не из тех, кто «гуглит», что там про меня написали. Как-то раз зашла, увидела столько гадостей и решила больше не портить себе настроение.
Вернемся к балету. В детстве вы занимались профессионально, танцевали в «Русском имперском балете». Как это пригодилось в жизни?
Балет дал мне красивые ноги, выработал силу воли.
Скучаете по станку?
Да, но понимаю, что нельзя распыляться. Я могу либо играть, либо танцевать. К тому же я уже много лет не в форме. Поэтому нет никакой возможности вернуться.
Вы неоднократно признавались, что у вас есть комплексы. Откуда?
Оттуда же, откуда и у вас: из детства. Мама постаралась. Она до сих пор виртуозно расшатывает мою нервную систему. Как что-нибудь скажет, плачу от обиды. Плюс балетное училище, в котором при каждом удобном случае говорили, что ты бездарность и из тебя ничего не выйдет.
А что мама такого обидного говорит?
Не понимает, как меня, «с такой внешностью», куда-то берут сниматься и почему мой «престижный» муж до сих пор не ушел к другой женщине. Сегодня, конечно, у меня меньше комплексов, чем раньше. С возрастом легче принять себя. К тому же я читаю много литературы на эту тему. Дошла даже до книжки любимого всеми вокруг психолога Лабковского. Но, если честно, ответа на свои вопросы так и не получила. Автор муссирует одну и ту же идею: надо жить так, как хочется, и принимать себя такой, какая есть. Это крайняя позиция. Мне, по сути, хочется круглыми сутками сидеть на диване, пить Aperol Spritz, заедая все это сосисками и чипсами, и смотреть старые выпуски «Масяни». С другой стороны, я мечтаю иметь красивое тело, быть успешной, узнаваемой и желанной как женщина. Как совместить эти два диаметрально противоположных желания? Сложная задача. Наверное, тут нужно найти какую-то золотую середину, о которой господин Лабковский почему-то не говорит. По его мнению, все женщины должны перестать следить за собой и начать заниматься вышиванием.
Вы говорите, что часто материтесь. Что скажете тем, кто считает это некрасивым?
А что, разве кто-то этого не делает? На рабочих встречах я, конечно, себя сдерживаю, ругаюсь только при близких.
О жизни
Сейчас в России наконец-то начали говорить о борьбе с гендерными стереотипами. У вас какое к этому отношение? На свидании в кафе сами за себя платите?
Я считаю, что женщина должна уметь сама себя содержать. У меня всю жизнь был пример перед глазами – мама. Когда мне было 10, не стало папы, и, если бы у нее не было профессии, мы бы умерли с голоду. И так ходили в Преображенский парк, яблоки с деревьев собирали… Но если я иду в ресторан с мужчиной, который настроен на отношения, для меня странно, что каждый станет платить за себя сам. А вот если он просто друг, тогда не вопрос. Вообще самое страшное в мужчине – это жадность.
Что скажете тем, кто все еще сомневается, что женщина в 35 лет может быть счастлива без мужа и детей?
Это все наше советское воспитание: нет мужа и детей – значит, ты проклята. Неправда! В Европе люди только ближе к 40 годам начинают задумываться о семье, а до этого получают профессию и зарабатывают деньги. А не как у нас: закончила школу – рожай! Детей надо заводить, когда тебе есть что им рассказать и когда ты сама уже перестала быть ребенком. Хорошие материальные условия тоже никто не отменял, я не верю в рай в шалаше.
Некоторые считают, что дружба между женщинами невозможна. Согласны?
Нет. Тем не менее это рискованная штука. Кто бы что ни говорил, но я считаю, все женщины так или иначе думают о внешности, и далеко не каждая, например, готова с легкостью принять тот факт, что ее подруга красивее. Устроенность личной жизни тоже имеет значение. Все это порождает зависть и чувство соперничества. У мужчин с этим проще, им плевать на оба пункта. Что касается меня, я в этом плане очень избирательна. У меня немного подруг, однако я знаю, что каждая из них искренна со мной. И я сама желаю им, чтобы они были еще красивее, еще успешнее, еще счастливее. Это от души.
Вы разбираетесь в политике? Или аполитичны?
Я пыталась начать разбираться, но не срослось. Кухонные разговоры про то, кто должен стать президентом, не веду. А смысл?
Фото: Станислав Мартынов Стиль: Денис Петюков Макияж и волосы: Яна Новикова Продюсер: Екатерина Боровик