«Внешний вид — лишь подкрепление статуса» — интервью со стилистом Галой Борзовой
Гала, я так понимаю, вы никогда особо не стремились работать в индустрии моды, потому как, перебравшись из родного Якутска в Москву, выучились тут на экономиста и финансиста. Почему все же решили стать стилистом?
На тот момент, когда я была ребенком, профессии стилиста еще не существовало, поэтому я, как и все девочки, мечтала стать балериной. Но мир моды меня интересовал уже тогда — моя мама очень стильно одевалась и мне нравилось наблюдать, как она меняет наряды, крутится перед зеркалом… До 15 лет я переодевала кукол, подбирала им образы. Могла заниматься этим часами и перестала только потому, что игрушки пришлось отдать подросшей младшей сестре.
С чего начали свой путь, оказавшись в Москве?
По сути, все вышло случайно. Цели стать стилистом как таковой у меня не было. Мне просто повезло, я оказалась в одной компании с Александром Роговым, дизайнером Константином Гайдаем. Видя, как они работают, поняла, что мне все это интересно, хочу так же. Стала задавать вопросы, изучать тему. И все завертелось.
Вы получили степень магистра в Лондонском университете искусств. Как это повлияло на вашу карьеру?
На тот момент, когда я пошла учиться, я уже два года работала стилистом. Но называть себя суперэкспертом, не имея диплома, не могла — так воспитана. Поэтому уехала в Лондон за образованием, которое стоило очень дорого, как и проживание. Но отдачу от этой учебы я получила, конечно, колоссальную: мой мир, подход к работе, видение вообще всего вокруг — все изменилось на 180 градусов. Но по сути, сейчас, когда мы живем во время онлайн, учиться можно почти бесплатно, в интернете много информации, та же программа Masters, вебинары известных стилистов — все доступно.
Ваши клиенты — очень богатые люди, из правительства в том числе. Наверняка есть и те, у кого непростой характер, с кем сложно работать. Как находите общий язык?
Помимо наличия вкуса в одежде стилист должен обладать стойким характером. И если вам не хватает харизмы и вы скромный человек, то вполне может случиться так, что вас будут воспринимать как нечто среднее между выгульщиком собак и домработницей. Именно поэтому я очень советую молодым специалистам в погоне за большими деньгами (а ведь все мы знаем, что главный и вместе с тем самый легкий заработок в нашей профессии — это частные клиенты) не забывать о фэшн-съемках, ведь именно их наличие в портфолио выведет вас из числа ремесленников в сторону художников. Вы перестанете быть просто человеком, который принес вещи в примерочную и разложил луки, и станете по-настоящему креативной единицей, с мнением которой всегда будут считаться и относиться с пиететом.
Какие главные ошибки, на ваш взгляд, допускают сегодняшние модники?
В Instagram очень много людей, которые претендуют на это звание. Некоторые даже ведут успешные блоги о стиле. Но для меня, как для человека, работающего в этой сфере, самое страшное то, что все они выглядят абсолютно одинаково. Им кажется, что если они разом наденут на себя все тренды этого сезона, сразу станут модными. А это не так. Сейчас гораздо больше ценится индивидуальность. Есть и откровенная безвкусица: сильно рваные джинсы, меховые жилетки, очень короткие шорты в городе, бандажные платья, кожаные лосины, велюровые спортивные костюмы — это все last season. Ну и внешность, конечно, выдает: если у тебя будто нарисованные углем брови и наращенные волосы, перекачанные губы, то весь этот тюнинг никакая модная одежда не спасет. Нельзя пойти и купить «ту самую сумку Fendi» и вдруг оказаться в первом ряду на показе. В тусовке все друг друга знают, и твой внешний вид — лишь подкрепление того статуса, который ты имеешь.
Правда ли, что чтобы одеваться хорошо, нужно тратить много денег на вещи?
Если у вас есть вкус, вам будет достаточно каждый сезон покупать всего три трендовых наряда. Необязательно шопиться в люксе, у нас сейчас много российских дизайнеров, которые продают вещи по доступным ценам. Аутлеты и Zara с H&M никто не отменял. Можно все так скомбинировать между собой, что никто не догадается о реальной стоимости вашей одежды.
Кто из русских дизайнеров вам нравится?
Я очень люблю питерский бренд Saint-Tokyo, пермский Yana Besfamilnaya.
Что скажете про пресловутый базовый гардероб?
Я в него не верю. Вот вы, например, молодая мама, у вас наверняка есть теплый комбинезон для прогулок с ребенком и ботинки без каблука под него. А я работаю стилистом, который дает мастер-классы на 200 человек, ведет звездных клиентов, и мой базовый гардероб — это босоножки и велосипедки. Зимой. Поэтому, если я скажу, что вам нужны босоножки и велосипедки, это ведь будет неправда, верно? Как и мне ни к чему ваш комбинезон. Когда-то я по совету Эвелины Хромченко, которая в свое время с мастер-классом о базовом гардеробе объездила полстраны, пошла и купила бежевые лодочки. И как вы думаете, сколько раз я их надела? Правильно, ни разу! Так что никакого базового гардероба не существует, есть альтернатива ему, я называю это «униформа». Но подробнее расскажу об этом на своем курсе, не тут. Вот такая я хитрая.
Есть какие-то вещи, которые просто необходимо купить на этот сезон?
Я советую обратить внимание на вещи в кислотных цветах. Просто потому, что такие тренды входят в моду не так часто и упускать шанс побыть яркой — сделать себе оранжевые ногти, надеть лимонный топ — нельзя. Также в моде желтый цвет, который по статистике люди выбирают реже всего. Пришло время это исправить! Но еще раз не могу не сказать, что я против того, чтобы давать какие-то общие советы, к каждому человеку нужен свой подход. Я и в работе придерживаюсь того же правила, не беру больше десяти клиентов одновременно. Иначе это будет уже халтура.
Почему большинство наших знаменитостей так плохо одеваются? Многие не обращаются к стилистам.
Надо быть очень сильным человеком, чтобы признаться самой себе — одеваться я не умею. А когда ты еще и звезда, тут вообще сложно. Мало того что тебе все вокруг говорят, какая ты классная, так еще и статус не позволяет за помощью обращаться. Взять вот, например, Ренату Литвинову — на нее что ни надень, ее узнают из тысячи. В то время как знаменитости более мелкого пошиба выглядят, как блогерши, одинаково: прикрой ей лицо — и непонятно, кто перед тобой.
Вы 12 лет в фэшн-индустрии — как за это время изменилось отношение людей к моде?
Безусловно, люди стали понимать, что в зависимости от того, как ты выглядишь, твоя жизнь и карьера может сложиться абсолютно по-разному. И это здорово!
Почему в России нет модных мероприятий, соответствующих по уровню, например, европейским Неделям моды?
Наша Неделя моды — это платное мероприятие, и выставляются там те, кто заплатил членский взнос. Так что часто правда такова, что на Неделе моды демонстрируют свои наряды те, у кого просто есть деньги. В это все упирается. В целом начинающим дизайнерам, конечно, не хватает поддержки государства, грантов. И это печально. Пока чиновники не поймут, что талантам надо помочь, все будет так же грустно.