«Если человеку нравится вещь, то он купит ее независимо от цены» — интервью с владелицей I AM Studio Дарьей Самкович
Дарья, вы работаете в сегменте middle up, что в переводе на русский означает «выше среднего». Можете вкратце обозначить границы этого сегмента и рассказать, насколько он востребован в России?
В моде нет четкого понимания сегментации. Есть лакшери-бренды, есть масс-маркет, а все, что между ними, в разных странах называется по-разному: доступная роскошь, бридж, middle up и так далее.
Сколько в России сегодня стоит платье в сегменте middle up?
От 10 тыс. до 25 тыс. рублей. Сегмент «выше среднего» рассчитан на тех, кто не хочет одеваться в масс-маркете, при этом не готов отдавать бешеные деньги за бренд. Гонка за именем уже не актуальна, многие стремятся приобрести красивую вещь, сшитую из добротной ткани, хорошо скроенную, при этом не супертрендовую. Смотрите: мы закупаем ткани на тех же фабриках Европы, что и именитые европейские бренды, — в Португалии, Франции, Италии, а отшиваем одежду в России и Белоруссии, при этом не тратим огромные деньги на рекламу. Все это дает возможность, сохраняя качество, снизить себестоимость нашей продукции и цену, соответственно, тоже.
Если вы не вкладываете большие деньги в рекламу, то как продвигаете свой бренд?
Мы вкладываем в контент, в визуальную составляющую бренда. Основные каналы продвижения сейчас — это Instagram и крупные точки продаж. I AM Studio — это ретейл-сеть со своими магазинами в торговых центрах, таких как «Метрополис», «Афимолл». В отличие от шоурумов и Instagram-проектов у нас серьезный ретейл-бизнес.
Конкуренция в вашем сегменте сегодня высокая? У вас много конкурентов?
Конкуренты есть, и они разные. Это те же европейские марки, хотя их цены выше. Есть Instagram-бренды, от которых мы хотим отстроиться, потому что по странице в Instagram покупатель не всегда может определить, насколько крупный перед ним ретейлер.
Вы считаете, это важно для покупателя?
Конечно. Клиент приобретает не только фасон, он покупает бренд, одобрение других людей. Одно дело, когда ты берешь за 15 тыс. пиджак, который сшил дизайнер на коленке, и совсем другое — компания, у которой налажены все производственные процессы, а сами вещи — износостойкие, идеального кроя.
Скажем, 12Storeez — это ваш конкурент?
12Storeez ниже по цене процентов на 40.
Недавно один известный дизайнер сказал, что в российской индустрии моды нет ни одного настоящего селф-мейд-бренда. Вы с этим согласны?
Нет, вы что. И мы, и те же 12Storeez — как минимум два селф-мейд-бренда. Я начинала бизнес десять лет назад всего с 2 тыс. долларов.
Вы довольно рано стали дизайнером, в 20 лет. Тогда еще не было ни Instagram, ни онлайн-торговли. Расскажите, с чего вы начинали.
У меня был небольшой дизайнерский сайт, меня заметили и пригласили на Неделю моды в Екатеринбурге. Специально под это событие пришлось придумывать бренд. В России тогда были представлены только Zara и H&M либо уже такие марки, как Dolce&Gabbana. Существовал большой разрыв между двумя сегментами, тогда и стали появляться первые маркеты и шоурумы. Мы тоже открыли шоурум. Поначалу я сама возила рулоны ткани на фабрики, сама рисовала сайт. Известность к нам пришла через публикации в медиа.
В одном интервью вы сказали, что пять лет потратили на поиск ниши. Почему так много времени на это ушло?
Потому что в 20 лет я еще не понимала, из чего состоит мир фэшн и как в нем все устроено. Многие дизайнеры начинают свое дело с мыслей о коллекции, об отшиве, о тканях. И мало кто с самого начала смотрит на свои идеи как на бизнес. Я была не исключением, поэтому первые пять лет знакомилась с индустрией моды. И только по прошествии этого времени поняла, какой продукт мне нужен, как его делать и как продавать.
У вас есть свое производство или вы все отдаете на аутсорс?
У нас всегда все было на аутсорсе — есть около 30 фабрик, с которыми мы сотрудничаем. Но у нас имеется и свой экспериментальный цех, где мы разрабатываем модели и отшиваем образцы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Сколько магазинов I AM Studio в России?
Семь магазинов.
Экономический спад в нашей стране как-то повлиял на развитие вашей сети, на показатели прибыли?
Отвечая на этот вопрос, приведу пример ЦУМа, который этой осенью сделал самый большой оборот за всю свою историю. Это говорит о том, что, если ты эффективно и правильно работаешь и продаешь, кризис на тебе никак не отразится. В трудные времена нужно понимать потребности людей и подстраиваться под них. По опыту скажу, что если человеку нравится вещь, то он купит ее независимо от цены.
Вы как-то сказали, что не все российские регионы готовы покупать остромодные модели. Интересно, а какие из них в числе флагманов, где в России любят модничать?
В Краснодаре очень много модниц, в Екатеринбурге тоже.
Бренд I AM Studio уже вышел на международный рынок — Белоруссия, Франция, США. Расскажите, насколько востребованы русские дизайнеры за границей?
Еще пять лет назад нашу одежду стали закупать небольшие байеры по всему миру. Бренд востребован за границей, но надо понимать, что там совсем другие правила работы и нужно очень активно заниматься пиаром.
Насколько сложно сейчас развивать свой бренд одежды? Я все время слышу о том, что среди дизайнеров большая конкуренция и т.д. Но в то же время говорят о невероятных цифрах прибыли в фэшн-бизнесе. Где правда?
От кого вы слышите огромные цифры прибыли (улыбается)? Конечно, заниматься фэшн-бизнесом непросто. Ты должен постоянно держать руку на пульсе, изучать потребности покупателей, менять каналы продвижения. Очень многие проекты взлетели в свое время благодаря Instagram, когда приобретали вещи в Китае, переклеивали лейблы и стоило потом одной знаменитости выложить фото в одежде нового бренда, как его аккаунт начинал ломиться от заказов. На мой взгляд, это была нечестная игра. К счастью, это время уже прошло.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вы говорили, что I AM Studio — это совокупность современных стилей модной городской интеллектуалки с особыми интересами. Что это за особые интересы у ваших клиенток?
Здесь, наверное, имелось в виду то, что наша покупательница имеет свои четкие, современные взгляды на жизнь, стремится выглядеть модно, но при этом не вычурно.
Дарья, как в сложных ситуациях, когда, например, коллекция не выходит в срок или фабрика допускает брак, вы поддерживаете спокойствие и внутренний баланс?
Ситуации, которые вы описали, могли сложиться лет пять назад, сейчас такого нет. Ну или я об этом даже не знаю, потому что мои сотрудники самостоятельно решают подобные проблемы. Конечно, для того, чтобы наладить процесс работы, мы вводим специальные регламенты, инструкции, проводим проверки по запуску коллекции, по приему партии. Со многими фабриками мы работаем уже по нескольку лет, поэтому знаем, чего от них можно ожидать. Если начинаем сотрудничать с новым производством, то сначала поручаем ему небольшой заказ — все это уменьшает наши риски. Если же говорить в целом о моем подходе к решению проблем, то я прежде всего из любой сложной ситуации стараюсь извлечь правильные выводы, уроки. Периодически я работаю с коучами, с психологами — это тоже помогает.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
А какими-то практиками занимаетесь — медитацией, йогой?
Нет, я не люблю такое. Единственное, я пью много витаминов. Так борюсь со стрессами и последствиями плохой экологии.
Сколько часов в день вы уделяете бизнес-процессам?
Сложно сказать, весь день я решаю различные бизнес-задачи, но работаю почти всегда удаленно, а лето, как правило, провожу не в Москве. С сотрудниками общаюсь через мессенджеры — учусь делегировать, хотя пока у меня это не суперхорошо получается.
О чем сегодня мечтает Дарья Самкович? Какие цели ставит перед собой на следующее десятилетие?
Главная цель сейчас — уйти от ручного управления бизнесом и собрать хорошую команду. Цели на десятилетие — придумывать и создавать новые бренды или замахнуться на большее — открыть школу подготовки дизайнеров.