Антон Долин: «Журналу «Искусство кино» 90 лет»
После ухода из Фонда кино, а затем и с Первого канала некоторые Telegram-блоги объявили о закате карьеры известного кинокритика. The Reminder выяснил, что у него все в порядке, а «Закулиску» и Cultras он даже не читает.
Вы возглавляете журнал уже три года, за это время вышло около 20 номеров под вашим руководством. Расскажите о трансформации издания.
Моей изначальной задачей как главного редактора было сохранить все, что есть ценного в «Искусстве кино», и попробовать обогатить журнал новыми формами жизни, ведь на момент моего прихода в редакцию финансовое положение оставляло желать лучшего. Все, что мы делали в самом начале, — отчаянные попытки вырваться из долговой ямы, что нам, к счастью, удалось. За это спасибо всем тем людям, которые пришли к нам на помощь, причем это были как большие инвесторы вроде фонда Абрамовича «Кинопрайм» и Фонда кино, так и простые читатели. Мы провели большую краудфандинговую кампанию — было собрано в три с половиной раза больше денег, чем планировалось. Все это дало нам сил, чтобы продолжать, в том числе и моральных.
Многие печатные издания закрываются. «Искусство кино» нет. Как вам удается сохранить его?
Мы обсуждали переход на онлайн в качестве отчаянного жеста. Но тут же от этого отказались. Мы пошли от обратного — стали более активными в офлайне. На фестивалях мы продаем номера «Искусства кино», проводим показы, устраиваем пикники и прочие спецсобытия. У нас появилась, впрочем, и новая редакция сайта, который мы полностью перезагрузили — в частности, разработали новый дизайн. Раньше он был зеркалом журнала, а теперь это независимое СМИ, хотя на нем есть и публикации из печатной версии.
Расскажите больше об офлайновых мероприятиях.
Можно сказать, что «Искусство кино» обрело вторую жизнь в разных параллельных сферах. Например, у нас был проект с Историческим музеем. Мы показывали немое кино с живым музыкальным сопровождением. Это длилось целый год.
Потом возникла «Синематека» «Искусства кино» — кураторская программа по выбору старых фильмов и их показу с кураторскими предисловиями. Делали это совместно с «Мосфильмом» и «Ленфильмом» на всю страну, со временем все это перешло к прокату старых отреставрированных картин. Собрали огромное количество зрителей.
Вдобавок у нас появилась своя издательская программа совместно с «Подписными изданиями». Мы провели несколько образовательных курсов, основали фестиваль в Москве, который проходил дважды. Стали кураторами программы «Ночи кино», в рамках которой показывали лучшие фильмы года. Это лишь часть мероприятий — их очень много.
Журнал теперь выходит не 12 раз в году, а шесть…
Это сдвоенные номера — в два раза крупнее и содержательнее, нежели старые.
У нас увеличился тираж — раньше был чуть больше 1,5 тыс. экземпляров, теперь он колеблется от 3 до 6 тыс. Объемы не упали, а выросли. Для толстого интеллектуального журнала это довольно большая цифра. Подозреваю, что «Искусство кино» — самый тиражный толстый журнал в России. Точно этого, впрочем, не знаю.
В «Искусстве кино» появились новые имена. Вы могли бы кого-то выделить?
Нет, это опасное дело, назовешь одних, забудешь про других. Но я очень рад, что «Искусство кино» продолжает быть собой, несмотря на обновление состава — в каждом номере у нас появляются авторы-дебютанты. «Искусство кино» не довольствуется авторитетом классиков кинокритики, а дает дорогу молодым.
Как будете отмечать юбилей? Какие мероприятия готовите?
У нас есть планы, но нет постоянного финансирования, поэтому пока непонятно, как мы будем их воплощать. Точно проведем свой международный фестиваль в новом формате и Дондуреевские чтения в честь Даниила Борисовича Дондурея, бессменного главного редактора «Искусства кино» — он возглавлял журнал четверть века.
Как отразился на вас уход с Первого канала и из Фонда кино?
Мой официальный пресс-секретарь — мой Facebook. Все, что я хочу сказать, я пишу там. Уход с Первого не был инициирован мной, это решение руководства канала. Что касается Фонда кино, то это мой выбор, я давно об этом думал. Просто перестал понимать смысл своего существования там как для самого Фонда кино, так и для себя лично.
Есть ли ощущение, что после этого началась травля?
У меня никогда не было ощущения, что меня травят. Ничего такого я в свой адрес не замечал. Есть много людей, которые меня терпеть не могут, они любят об этом сообщать. Но это их дело. У них свои на то причины.
Вы читаете Telegram-канал «Закулиска»?
Честно, нет, а надо?
Автор канала начал сомневаться в том, что вы вообще кинокритик, ведь у вас филологическое образование. Давайте ему напомним, кто такой кинокритик.
На мой взгляд, такое сомнение звучит абсурдно. Кинокритик — это человек, который анализирует и оценивает фильмы в разных массмедиа. Если за свою работу он получает гонорары, значит, у него есть своя аудитория. Если его тексты нравятся публике и устраивают редактора, то он является кинокритиком. Согласитесь, что с этой точки зрения я кинокритик. Возможно, автор канала «Закулиска» считает, что я плохой кинокритик. Он имеет полное право так считать.
Соглашусь. Насколько я помню, вы входите в Гильдию кинокритиков, что лишний раз подтверждает ваш статус.
Если я выйду оттуда, ничего не изменится. Я больше 20 лет зарабатываю на жизнь, рецензируя фильмы, сотрудничал за это время с большим количеством изданий разной направленности, в том числе и общеполитической, так что мой статус странно подвергать сомнению.
Скоро Новый год. Какие кинотенденции перекочуют из 2020-го в 2021-й?
Все зависит от того, как будет развиваться ситуация с карантином. Если все продолжится в том же духе, то нас снова ждут переносы премьер и закрытие кинотеатров. Надеюсь, хватит терпения это пережить.
Фото: Facebook.com