Reminder

«Мы все были одержимы музыкой. Первые годы русское MTV было трендсеттером» – интервью с Дмитрием Великановым

Телеканал MTV стал первым прозападным каналом на российском ТВ. В 90-е на нем выросло целое поколение. Там мы впервые увидели клипы любимых зарубежных музыкантов, узнали, какими на самом деле могут быть молодежные шоу и их ведущие. О создании канала и о том, почему ушла эпоха MTV, специально для Reminder вспомнил первый генеральный продюсер MTV Дмитрий Великанов.

Как Борису Зосимову удалось привезти MTV в Россию?

У Бориса Зосимова, бизнесмена и идеолога фестиваля «Монстры рока», с начала 90-х были тесные связи с Америкой. Он сумел подружиться с главными боссами канала – Биллом Роуди и Томом Фрестоном, двумя маркетологами и авторами американского MTV. И предложил им запустить канал в России.

Это была не первая попытка. В 1993–1994 годах разными слотами (временным интервалами) на «Первом», «ТВ-6» и, кажется, на «НТВ» уже пытались запустить канал. Зосимов сумел убедить руководителей, что это может привлечь молодежную аудиторию. Но все быстро скуксилось.

Второй раз это происходило на частоте, где вещало принадлежавшее Зосимову BIZ-TV. Фактически в ночь запуска, 25 сентября 1998 года, весь этот канал вместе со всеми его ведущими автоматически превратился в MTV. Один мой ТВ-знакомый к тому моменту трудился на американском MTV, был куратором запуска российской версии. Звонил мне оттуда и спрашивал, почему я не устраиваюсь туда на работу: «Это же твоя тема».

Музыка и ТВ – да, моя тема, но не поп «в стиле MTV», такое меня не вдохновляло. Я же меломан из 70-х, золотого десятилетия хард-рока и глэма с панком – гитары, кураж и полная свобода формы и в звучании, и в антураже. Какая тут попса, вы что, это же так скучно и тупо! На канале «Россия» в начале 90-х вместе с единомышленниками мы делали музыкальную программу «Экзотика», которая была совершенной антитезой тому, что можно называть массовой культурой. «Главным по музыке» там был Артемий Троицкий, и нам жилось очень вольготно. Но после кризиса 98-го я ушел с ТВ, снимал рекламные ролики, хотя телевизионного нерва, конечно, не хватало.

С Борисом Зосимовым музыкальные вкусы у нас совсем не совпадали, но я для него иногда снимал. Например, фильм о фестивале в Тушино, куда приехали американские «Монстры рока» («Металлика», AC/DC, совсем юная Pantera и т.д.). Через пару лет, когда он привез культовую «металлическую» группу Cannibal Corpse, мы сделали для глобального рынка концертный фильм «Eats Moscow Alive!», который сейчас ценится как раритет.

Как же в итоге вы попали на канал?

Мне позвонил первый продюсер MTV Дмитрий Салтыков, который организовывал переезд BIZ-TV под новый бренд и запускал первые программы. Он спросил, могу ли я как режиссер снять им летом мероприятие «День выпускника» с прямыми включениями с разных площадок, в том числе из студии американского МТV. Я сказал, что могу. И втянулся. Мне вдруг все очень понравилось – такая струя свежего воздуха, энтузиазм, тот самый кураж и азарт, короче – чистый рок-н-ролл! Но Зосимов о моем участии не знал, пока спустя месяц случайно не забежал в наше крыло. После успешной трансляции он позвал меня к себе «главным по телевидению». Чисто телевизионных людей у него тогда не было. Например, вице-президент и программный директор MTV Андрей Чибис раньше был артистом и плотно занимался радио. Так я стал замом Чибиса, а по сути – генеральным продюсером.

Вы становитесь главным продюсером MTV и отвечаете за всю визуальную эстетику. Как формировался эфир?

Я отсматривал все, что выходило в эфир, и вместе с Денисом Хорешко (ныне – автор «Вечернего Урганта») еще делал утренний эфир «Бодрое утро». Когда я пришел, на канале запускались пять собственных программ, включая адаптацию американского формата «12 злобных зрителей». Наша версия, кстати, думаю, была даже лучше, чем оригинал.

Зосимов долго не решался делать «Shit-парад» – рейтинг самых плохих клипов. Его придумали еще на BIZ-TV. Но в итоге он стал чемпионом по рейтингам, его смотрели вообще все, хотя это чуть ли не единственная программа, у которой из-за названия не было спонсоров.

Вы быстро стали очень модным каналом, работать у вас было престижно…

К нам приходили работать по идеологическим причинам, а не по карьерным. Наша команда была всего-то человек сорок. Несмотря на популярность, зарабатывали мы весьма скромно. Люди на канале были настоящие меломаны и понимали, что на большом федеральном канале можно получать совсем другие деньги, но это не так интересно. Я, например, всего этого наелся еще до своего прихода на MTV. У нас был коллектив единомышленников, хотя коммерческую музыку я так и не полюбил.

Тем, кто повзрослее и поопытнее, Зосимов разрешал снимать клипы. Наши ребята-режиссеры были просто нарасхват. Их участие гарантировало, что ролик будет качественный. Даже если клип совсем дешевый, но хорошо и стильно снят, да еще и «нашим парнем», то мы брали его в ротацию хотя бы на недельку. Как, например, видео Найка Борзова на «Последнюю песню». Хотя Зосимову песня не понравилась. По его мнению, она была «мимо» нашей целевой аудитории. Он как совладелец канала и человек, который был старше нас всех, лучше понимал маркетинговую составляющую.

И сразу возникает вопрос: не покупали ли продюсеры артистов вместе с режиссером возможность автоматического попадания в ротацию MTV?

Плохая песня не встала бы даже при шикарном ролике. Иногда мы помогали молодым артистам попасть в нашу ротацию, потому что нам нравились их песни. Так произошло с коллективом «Дискотека Авария», чьи биты были не хуже, чем у Fatboy Slim. Группа тогда была подписана на «АРС-рекордс», а это Игорь Крутой и прямая дорога на «Муз-ТВ», но сами парни очень хотели крутиться у нас. Решение было простым и изящным – наш режиссер снял им стильный клип, а группа оперативно прислала его на наш худсовет. И он встал в эксклюзив у нас, а не на «Музе».

Ходили слухи, что Зосимов «по дружбе» ставит артистов за деньги. Это неправда. Отсутствие «джинсы» было обязательным условием американского MTV, когда канал открывали. Пока всем руководил Борис Зосимов, решения об отборе мы принимали коллективно на худсовете. Зритель доверял нашему вкусу. Первые годы русское MTV было трендсеттером. И, на мой взгляд, это заслуга Зосимова, изначально поставившего условие американским владельцам, что они не лезут в редакционную политику, потому что это чужие язык, культура и крайне специфический музыкальный рынок, который они все равно не знают и никогда не поймут.

А как работал этот худсовет?

Он включал примерно десять человек, в том числе Бориса Зосимова. Проходил обычно по четвергам, иногда занимая целый день. Смотрели 20, а бывало, и 120 клипов. Сначала шли русские. Уделяли им большое внимание, чтобы не «отравить» западным продуктом ни свое восприятие, ни нашу многомиллионную аудиторию. Ролики на канал привозили сами артисты и продюсеры. Потом шла 2-часовая компиляция свежих клипов из ротации американского и европейского MTV.

Все отобранные видео в конце нашего худсовета сообща раскидывались на несколько категорий. Самая высокая – «А» – ротировалась каждый час. На неделю мы отбирали две новые русские песни категории «А» и четыре «B» (крутились 5–6 раз в день). Потом на следующей неделе категории песен пересматривали заново.

Решение по каждому ролику – брать или не брать в ротацию – выносили на голосование. Причем у Зосимова был только один голос. Иногда он с нами спорил, часто наши мнения не совпадали: «Какие вы дебилы! Мы же коммерческий канал. Запишите ваши любимые клипы на кассету и смотрите дома. Не нужно это нашему народу». Но сделать ничего не мог – его голос был в меньшинстве. Замечательный артист и вокалист Филипп Киркоров у нас никогда бы не появился, даже если бы снял клип в стилистике Depeche Mode. Вся тогдашняя российская гламурная поп-музыка была у нас в бан-листе. И, кстати, так мы прекрасно «расходились» стилистически с нашим конкурентом – «Муз-ТВ».

1 / 5

Съемки «Бодрого утра» на крыше офиса, 2001 г.

Съемки фильма о церемонии MTV VMA в Нью-Йорке, сентябрь 2000 г. Тогда победителями от России стали ДеЦл и Влад Валов

Как строились ваши взаимоотношения с «Муз-ТВ»?

«Муз-ТВ» по уровню был вообще другой планетой. Нам нравились некоторые ведущие, кого-то даже хотели к себе переманить. Например, Оскара Кучеру или Аврору. Плюс у Зосимова был зуб на этот канал. Одно время, в середине 90-х, он работал там директором, и у них осталась часть его личной коллекции видеоклипов, которые продолжали крутить в эфире. Авторское право тогда совершенно не работало. Зосимов был настоящий фанат всех этих роликов, некоторые из его сборника вообще были уникальны, и ему было обидно, что их так беспардонно используют.

MTV стал пиком клиповой культуры, сформированной в России больше на основе телевизионной рекламы, через которую видны основные приметы того времени.

У нас не транслировались западные каналы, поэтому копировать ролики было просто неоткуда. Я сам снял много рекламы до своего прихода на MTV в 1999 году. На рекламных режиссеров не учили. В этом сегменте профессиональных специалистов было всего двое – Бекмамбетов и Бондарчук. Остальные – самоучки, что не мешало нам создавать свои шедевры буквально из ничего. Например, ребята из BIZ-TV придумали снимать видео в технике фотоаппарата, с помощью стоп-кадра. Начальник отдела промо MTV, где производились имиджевые ролики и все оформление, мой друг и коллега со времен «Экзотики» Глеб Орлов вскоре после ухода с МТV стал одним из самых востребованных рекламных режиссеров России, на уровне Тимура Бекмамбетова.

Невозможно, конечно, не вспомнить Лену Зосимову и ее клипы.

Лена, кстати, была совершенно отдельной творческой единицей, на продвижение которой папа не влиял. Она работала на канале редактором программы «Стилиссимо» и хорошо представляла, как происходит формирование контента. Помню ее клипы тех времен – вполне «наш формат». Злопыхателей у нее не было, она хороший и ответственный человек и была частью нашей команды.

1 / 7

Съемки программы «12 злобных МТV-шников», спецвыпуск к 5-летию МТV

С группой Megadeth и Яной Чуриковой на съемках «Дневного каприза»

Элис Купер впервые приехал в Россию и на прямой эфир МТV, 2001 г.

C руководителем, Андреем Чибисом

С группой Exploited

Офис MTV. Со статуэткой MTV VMA, которую получил ДеЦл. По центру –Денис Хорешко, шеф-редактор «Бодрого утра» МТV, слева – главный по закупкам МТV Коля Мещеряков

Как вас контролировал американский офис MTV?

Первые два года, с 1998-го по 2000-й, у нас была полная творческая свобода. Американцы не давили и не вмешивались. Хотя свой эфир мы им отправляли.

Нам присылали много журналов, включая корпоративный листок MTV. Но методичек никаких не было. Программного директора и музыкального редактора только обучили пользоваться программами для формирования ротации, присваивать категории и составлять грамотную сетку вещания. Но это больше мировой опыт, которого у нас тогда не было.

Они ведь видели, на чем мы работаем, как мы делаем такие эффектные программы на примитивной технической базе. Например, наш эфир «Бодрое утро» практически ничего не стоил, а рейтинги у шоу были серьезные и тревожили даже больших «федералов».

Особо в наше развитие они не вкладывались. В обслуживании наш канал обходился дешевле, чем любое зарубежное представительство MTV. Поэтому у нас не было роскошных шоу. А если инвестировали, то только в привоз западных звезд, про которых мы снимали отдельный фильм-концерт и кучу программ помельче. К примеру, грандиозное выступление Red Hot Chili Peppers на Красной площади в 1999 году или нашумевший «Бабий бунт» с «Тату» и Мел Си из Spice Girls во главе годом позже.

Некоторые наши программы целиком попадали во внутреннюю ротацию MTV. Наш фильм про то, как устроена церемония MTV Music Awards 2000 года, снятый вместе с Шелест и Комоловым в Нью-Йорке, находился в горячей ротации внутреннего MTV полгода.

Кто владел русским каналом MTV?

Я не могу сказать, как это было оформлено, но Зосимов был крупнейшим частным миноритарным акционером. У него было, кажется, около 4% акций. Основными акционерами считались «материнская» MTV Networks (Viacom) и компания русских и американских инвесторов, Russian Partners. Российская сторона в лице Бориса Зосимова обеспечивала управление и контент, американская – занималась продажей рекламы и спонсорством.

Вы много брали из западного MTV?

Практически ничего. Из его форматов были только «12 злобных зрителей» и то сильно переделанные. В редакторской у нас играло европейское MTV, которое мы уговорили Зосимова поставить, чтобы смотреть, как это делается за рубежом. Если что-то цепляло, то отсматривали уже оригиналы на покупку. Так нашли «Тачку на прокачку» и «По домам». Пару раз мы как представители семейства MTV ездили на конференции в Нью-Йорк и Майами, где смотрели разные форматы, но большинство из них были непригодны для адаптации в России.

1 / 9

День рождения Ричи Блэкмора. Слева – Роб Андерсон, первый коммерческий директор МТV

С Ольгой Шелест на съемках «Бодрого утра»

Съемки на концерте Legendary Pink Dots, Кёльн,1994 г.

C Chemical Brothers после их выступления на церемонии вручения европейских наград МТV, 2003 г.

С группой Coil, концерт в Москве, 2002 г.

С Антоном Комоловым на съемках «Бодрого утра»

С друзьями-коллегами: режиссером Алексеем Тишкиным и шеф-редактором Денисом Хорешко, 2001 г.

Иван Ургант и Элис Купер в эфире «Тотального шоу», 2004 г.

Как начался закат MTV? Почему ушел Зосимов?

Для нас многое осталось «за кадром». Борис был большим харизматиком и умел мотивировать людей. Но стали приезжать проверяющие, узнавать, как у нас все устроено, и (это выяснилось уже потом) собирать компромат на Зосимова. Но мы, коллектив, об этом ничего не знали. Все выглядело довольно естественно до тех пор, пока нам не сказали, что нас на канале слишком много, при том, что режиссеры и продюсеры работали в 2001 году за 500 долларов и это были очень трудолюбивые ребята. Так что сначала визиты американцев были связаны с надеждой, что мы будем снимать новые программы. А оказалось, мы слишком много тратим и мало зарабатываем как канал. Хотя информация о доходах недоступна даже генпродюсеру.

Канал MTV не только открывал музыкальные стили или направления, но и воспитал ТВ-ведущих новой формации. Из BIZ-TV, насколько я понимаю, на MTV в статусе популярной ведущей пришла только Тутта Ларсен.

Помимо Ларсен, которая была известной еще до запуска MTV, вообще все были свои – с BIZ-TV или с «Муз-ТВ». Поэтому набора ведущих у нас в первые годы не было. Из новых – лишь Ваня Ургант, который попал на канал на третий год существования «Бодрого утра», и Беата в «Ночи откровений». Ребята из «Бодрого утра» после ежедневного эфира занимались еще и другими программами. Шелест – «Новой атлетикой», Комолов – «Большим кино». И, конечно, от такого экстремального режима начали выдыхаться, требовалось срочно найти еще кого-то, на замену. Тогда-то мы и устроили первый глобальный кастинг. На него пришло много людей «с улицы», но до эфирной работы никто так и не дошел. Все было слабо.

Ваня Ургант оказался очень хорош на первой же пробе, и мы все в аппаратной это сразу почувствовали. Хотя после записи он сказал, что сам не уверен, его ли это формат, но на MTV работать ему хотелось бы. Того же мнения поначалу был и Зосимов. Пришлось его долго уговаривать взять Ваню на постоянный контракт, а он все сетовал на то, что через полгода «твой Ваня сбежит на «Россию», там его аудитория». Почти угадал, года на три только промахнулся. Дело в том, что Урганту откровенно не нравились неинтересные и глупые люди, дозванивающиеся в эфир, у него на них стоял фильтр. И в этом смысле он был взрослее и нетерпимее, чем более взрослые Шелест с Комоловым или мудрый Вася Стрельников, которым легко было со всеми. Таких «скучных» людей они могли играючи простебать в эфире, повеселив аудиторию.

Кто стал руководителем MTV после ухода Зосимова?

Генеральным директором был Зосимов, а должность президента всегда была у американцев. Когда я пришел, ее занимал Борис Кац, настоящий нью-йоркский MTV-шник и совершенно гениальный коммерческий директор, который мог продать все что угодно. После него посадили ЦРУ-шника по имени Ричард Нордин, который до этого активно занимался в России инвестиционным бизнесом, а еще раньше работал военным инструктором где-то в Африке и любил цитировать Пушкина практически без акцента. Живьем мы его видели от силы раза два-три, его быстро вычислили наши спецы и сказали, что пусть он и в отставке, но президентом российского медиа быть ему не стоит. Потом, еще при Зосимове, на должность президента пришла скромная девушка Линда Дженсен, которая постепенно и слила Зосимова, заняв его место генерального директора. Но сейчас я понимаю, что на самом деле все было гораздо сложнее и не ограничивалось только событиями у нас, что это было частью больших изменений, которые происходили с MTV по всему миру, когда начали пересматривать программную политику, уходя от музыки в сторону социальных программ, сериалов и реалити. Да, Зосимов был, конечно, неудобным человеком для американцев, у него характер, свое мнение. Он был за музыкальный формат.

Незадолго до его ухода для аудита нашего продакшна к нам прислали очаровательную Ребекку Беттис, бывшего вице-президента американского MTV по маркетингу. Ее наняли провести аудит на пару месяцев. В итоге она провела у нас год, и, как потом нам стало известно, главный ее вывод был в том, что проблема не в нас, а в самой Линде Дженсен.

Но в результате сложной подковерной игры Зосимов все-таки ушел с MTV и продал свои акции. Для нас всех это стало большим потрясением. Мы написали коллективное письмо протеста в Америку, нам каждому персонально что-то вежливо ответили, но Зосимов не вернулся.

1 / 2

Съемки «Бодрого утра» на крыше офиса

С Василием Стрельниковым, 2003 г.

Что сделала новый президент?

Начались сокращения. Зарплаты, правда, росли, но работать становилось все скучнее. Линда стала потихоньку приводить своих людей, оттесняя нас. Все стало постепенно разваливаться, кураж куда-то испарился. Она лоббировала покупку большого количества американских программ вместо развития собственных. Музыка не была ее хобби, слушательский опыт – кассета с песнями Элвиса Костелло в университетском кампусе. И всё! Поэтому наш меломанский худсовет ей тоже не нравился. Хотя поначалу она его не запрещала – наоборот, возглавила. На него стали активно приходить ее новые кадры – какие-то женщины из бухгалтерии, из юридического отдела, из маркетинга, которые тоже пытались высказаться по поводу новых видео: «Ой, какой хороший клип сняла Лолита, мы были с мужем на ее шикарном концерте два года назад». Само по себе голосование сошло на нет. Дальше Линда решила оптимизировать процесс и брать готовые чарты с радиостанций, самые топы, и по ним отбирать клипы для эфира. Вообще немыслимая вещь для идеологии нашего MTV! При Зосимове мы отбирали просто классные песни, а уже потом радиостанции смотрели нас и осторожно ставили в свой эфир композиции из нашей ротации. Момент принципиальный, как вы понимаете. Это вопрос стиля, позы. Спорить с Линдой на эту тему было очень тяжело. На худсоветы я ходить перестал. А вскоре и они закончились – политика канала изменилась, песни начали «заказывать» крупные рекорд-лейблы и, возможно, крупные рекламодатели тоже.

Как это все отразилось на канале?

Начался массовый исход телеведущих. Васю Стрельникова позвали на новый канал «ТВС». Туда же пошли Шелест с Комоловым вести реалити «Теперь ты в армии» и прочее. Ушла Яна Чурикова, которая взялась вести на «Первом канале» «Фабрику звезд», туда же потихоньку заманивали Тутту Ларсен. Ваня Ургант ушел на «Россию». Я, понимая, что лучше не будет, конечно, их отпускал. Плюс ушли важные люди, которые этот канал делали: глава промопродакшна Глеб Орлов, художники, пара крутых режиссеров, часть девушек из маркетинга, уволили нашего заводилу и катализатора полезных процессов, вице-президента Андрея Чибиса. Новые ведущие, конечно, тоже появились, кастинги шли без перерывов, но это были уже не звезды, их никто особо не запомнил, за редким исключением. По инициативе Линды стали запускать дорогостоящие программы, сплошь импортные форматы (например, шоу «Страшная месть»), которые проваливались. Разрушилась вся построенная Зосимовым система фильтров и качества.

Почему в итоге ушли вы сами?

После всех этих изменений пропало желание что-либо делать. Постепенно с канала ушли почти все мои друзья. Незадолго до моего ухода Дженсен предложила мне стать главным редактором. Меня мой круг задач и так устраивал, а новые идеалы и методы – категорически нет. Поэтому я отказался. Но главный редактор все-таки был нужен, и мы стали его искать. Яна Чурикова предложила кандидатуру Ильи Бачурина, он был ее боссом на «Фабрике звезд», но, по слухам, собирался с «Первого» уходить. Я с ним встретился, поболтали «за музыку», и он стал главным редактором. А я подготовил новый сезон и ушел. Просто потому что устал. Уехал в отпуск, вернулся и решил, что все, хватит. Пять лет жизни. Стал работать генеральным продюсером нового канала «ДТВ», который замышлялся его владельцами как «взрослый MTV». После своего ухода в 2004 году я перестал смотреть MTV. Не мог чисто физически. Через год Линду убрали, полагаю, из-за неэффективности, заместив на Леонида Юргеласа, до того успешно руководившего нашим коммерческим департаментом. После него канал возглавил бывший промодиректор «Первого канала» Алексей Ефимов, а еще позже – Роман Саркисов, который раньше был закупщиком на «2х2». Ходили слухи, что якобы американцы снова хотят позвать Бориса Зосимова, но тот прекрасно себя чувствовал «на пенсии».

В 2013 году эра MTV в России закончилась. Теперь это кабельный канал. На его частоте появилась «Пятница». Что про нее думаете?

Я сотрудничаю с «Пятницей» уже два года и думаю, что Николай Картозия делает очень свежий и классный канал, хотя и не музыкальный. Такой «путеводитель по жизни» для молодых людей.

А настоящее MTV мы вспоминаем иногда на встречах бывших сотрудников, которых собирают в конце сентября то Александр Анатольевич, гуру «News Блока», то Яна Чурикова, предводитель «злобных зрителей». Пару лет назад она возглавила российский кабельный канал MTV. И вот на него у меня подписка есть.

Текст: Надежда Померанцева

Фото: Ксения Заботина, личный архив героя


Комментарии