fbpx

Челноки или байеры: кто пришел к нам из 90-х

В эпоху малиновых пиджаков и спортивных костюмов, золотых цепей и жвачек Turbo, главная профессия называлась «коммерсант». А одним из символов десятилетия, помимо показного богатства, была клетчатая сумка челнока – баул. Колумнист The Reminder Игорь Кун разобрался, как продавцы из палаток на базарах 90-х повлияли на моду и откуда взялся стиль, который так вдохновлял Гошу Рубчинского и Balenciaga.

стиль 90-х

Предыстория и появление челноков

С развалом Советского Союза исчезли многие рабочие места, а на оставшихся никто не обещал оплату труда. Эти обстоятельства в 90-х послужили причиной зарождения одного из сильнейших экономических и торговых движений и нового рабочего класса – челноков.

Стать челноком мог любой, кто обладал стартовым капиталом и пониманием, в чем сейчас острая необходимость и где это взять. Сами сумки, кстати, в которых и перевозили товар, пришли из Франции, где назывались «эмигрантками».

Люди из небольших городов ездили за товаром в Москву, из крупных – по турпутевкам добирались в Польшу, Турцию, Китай, Грецию, ОАЭ и даже в Италию. Однако такая деятельность несла за собой определенные риски. По дороге часто случались грабежи, а на самих местах продаж нужно было платить за «аренду» или «крышу» торговой точки. Неприятности челноков могли поджидать и на таможне, особенно если везли что-то не укладывающееся в понимание «стандартных» товаров.

Количество челноков в России интенсивно росло с 1992 по 1994 годы. В это время специалисты разных областей бросали работу и уходили в торговлю, где месячный заработок равнялся годовому доходу, например, учителя.

Все это произошло благодаря тому, что в новой России разрешили без пошлины ввозить товары из других стран на сумму $5000.

Внутри клетчатой сумки

Челноки появились, когда люди нуждались в самых разных товарах: от белья до нарядной одежды. На рынки, которые начинали образовываться на улицах, спортивных стадионах и катках, хлынули дешевые вещи, в том числе джинсы. Благодаря челнокам, работавшим в удобной одежде, становятся популярны свободные спортивные костюмы.

статья из журнала Птюч
Журнал Птюч
модная съемка из журнала Птюч
журнал Вог 90-е
журнал seventeen 90-е
1 / 5

Журнал «Птюч»

Журнал «Птюч»

Журнал «Птюч»

Vogue Italia, 1999

Журнал Seventeen, 1995

Граждане бывшего СССР хотели быть похожими на героев фильмов и сериалов и часто перенимали «модные образы» оттуда, покупая одежду, конечно, на рынках.

Тим Ильясов исследователь моды

Тим Ильясов, исследователь моды

«Утверждение о том, что моды в 90-е не было – довольно спорное. Мода была. Но она была недоступной.
То, что пришло благодаря челнокам, было не модой, а скорее необходимостью. Советский легпром очень трудно переживал введение новых цветов и принтов. Поэтому вещи, которые появились в начале 90-х в сумках челноков, хоть и были дешевыми и не сказать что модными, но по сравнению с однообразной одеждой советских и постсоветских производств, казались яркими и красочными – чего не хватало обывателю. К тому же неизбалованный выбором советский покупатель вдруг столкнулся с широким выбором, кружащим голову.

Люди моду понимали, знали и чувствовали. Советские журналы моды очень тонко ощущали, что происходит с модной индустрией в мире. Но ее нельзя было лицезреть на улице».

Кем стали челноки из 90-х?

В 1997 году начался упадок частной мелкой торговли. Тогда появились компании, которые получали товар по прямым контрактам и продавали по более низким ценам.

челноки 90-х

Последний «пик» челноков произойдет в 1998 году, когда из-за кризиса закроется большая часть магазинов. Однако с приходом нулевых челноки как торговый класс растворятся в пучине времени. Одни сменят деятельность, другие станут настоящими предпринимателями, третьи – войдут в мир моды.

Тим Ильясов, исследователь моды:

«Можно утверждать, что челнок из 90-х сегодня стал байером. Если вы придете на крупные промышленные выставки, вы увидите там довольно характерных женщин, которые эстетически мало изменились. Но теперь они владеют уже не точками на базаре. Из многих челноков выросли серьезные представители большого ритейла, которые держат свои торговые сети, магазины и бутики. И активно их развивают.
Некоторые челноки доросли до крупного люкса, другие остались на уровне ширпотреба и открывают магазины «У Алевтины» или «Красота и счастье», где продают китайские куртки с AliExpress. Кстати, AliExpress теперь заменяет нам клетчатые баулы.
В мире моды вот этих вот байеров из прошлого называем «ИП-шницами» или «феями-оптовичками». Это бывшая челночница, которая для многих производителей одежды сегодня – единственная поддержка».

Тренд на 90-е

Для многих, кто помнит не романтику того времени, а пустые прилавки, было, наверное, удивительно наблюдать эстетику 90-х на подиумах в 2014 году. Однако этому десятилетию мы обязаны за появившуюся уличную культуру, за субкультуры и изобретательность, которую людям пришлось проявлять, формируя свой стиль.

гвинет пэлтроу и брэд питт 90-е
Николас Кейдж 90-е
Синди Кроуфорд 90-е
1 / 3

Брэд Питт и Гвинет Пэлтроу

Николас Кейдж

Синди Кроуфорд

Тим Ильясов, исследователь моды:

«Действительно, челноки с их представлениями о прекрасном и тот вкус, который транслировала массовая челночная торговля в начале 90-х, очень сильно повлияли на модные предпочтения того времени. Мы довольно долго расхлебывали эти гардеробные проблемы.
Но, к счастью, последствия стилевой катастрофы и тотальной вульгаризации стиля преодолены. Благодаря торговым сетям, развитию интернета и Instagram-торговле.

Тренд на стиль 90-х был на вершине популярности между 2014 и 2019 годами. Но окончательно изживает себя в начале 2020-х. Мы переживали в последнее пятилетие всплеск интереса к той эпохе. Это и видеоэстетика, и продакшн массовых продуктов для Instagram, YouTube и телевидения. Это и увлечения стилем того времени таких дизайнеров, как Демна Гвасалия и Гоша Рубчинский, которые были на пике славы между 2015-м и 2017-м. Это и стиль Лотты Волковой – стилиста, которая делала упор на ранние 90-е годы. Коллекции Vetements и Balenciaga Гвасалии буквально пестрили образами, как будто собранными из сумок челноков.

Vetements стиль 90-х
одежда Гоша Рубчинского
клетчатая сумка balenciaga
сумка баул louis vuitton
1 / 4

Vetements, весна-лето 2019

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2017

Balenciaga, осень-зима 2016

Louis Vuitton, весна-лето 2007

Однако к концу 2010-х мода наигралась в этот тренд, наигралась в этот странный «агли шейк» и grunge эстетику начала 90-х, и сейчас мы все больше уходим от такого стиля. Пока еще непонятно, каким будет основное направление после кризиса и пандемии, но совершенно очевидно, что к 90-м мы вряд ли вернемся».

В финале

Сегодня мы точно можем отдать должное усердию людей, которым пришлось взять в руки большие клетчатые сумки. Ведь именно они вернули в страну товарооборот, позволили нам и нашим родителям «пробовать» и искать свой стиль. Пусть многое и было доработано, как например вареные джинсы. Но и эти джинсы нужно было еще привезти, чтобы потом погрузить в ведро с отбеливателем и «синькой». Кстати, этот навык вполне может пригодиться в условиях затянувшегося карантина.


Комментарии