fbpx

Год театра: главные спектакли и фестивали

2019 год в России объявлен Годом театра, так что любопытных театральных событий будет более чем достаточно. Рассказываем, чего ждем с особенным нетерпением: от крупных фестивалей в Москве, Санкт-Петербурге и по всей России до избранных спектаклей в столице.

Фестивали

Театральный фестиваль «Золотая маска»
26 января — 16 апреля

Самый большой московский театральный фестиваль уже идет и продлится до апреля. Программа обширная, а увидеть стоит в первую очередь привозные спектакли, которые в другое время в Москве показывать не будут. Например, спектакль «Мы» воронежского Камерного театра — бессловесный танец-пантомиму по антиутопическому роману Замятина, «Лицо земли» санкт-петербургского ТЮЗа имени Брянцева — перформанс с видеорядом об агонии планеты, «Деликатес. Удмуртская история преступлений» независимого ижевского театра Les Partisans — черную комедию в духе «Фарго» братьев Коэн или трогательную пьесу в стихах «Слава» санкт-петербургского БДТ имени Товстоногова. И обязательно обратите внимание на рубрику «Эксперимент» — там все самое неординарное и максимально «неклассическое» вплоть до театра без актеров. Билеты — от 350 рублей. Некоторые спектакли будет показывать на своей главной странице и в мобильном приложении «Яндекс».

Театральная олимпиада
Июнь — ноябрь

IX Театральная олимпиада — совместный проект России и Японии, так что она будет параллельно проходить в обеих странах. У нас главной площадкой станет Александринский театр в Санкт-Петербурге, а в Японии мероприятие проведут в местной «театральной столице» — горной деревне Тога. По формату это масштабный фестиваль с показом работ главных театральных режиссеров мира — всего 30 постановок из 25 стран, от Японии и Китая до Бельгии и Франции. Программа олимпиады еще формируется, но некоторые озвученные имена уже заставляют пересмотреть свои планы на лето в пользу фестиваля. Увидеть можно будет, в частности, постановки Тадаси Судзуки из Японии, Хайнера Геббельса и Кэти Митчелл из Великобритании, Теодороса Терзопулоса из Греции, Андрия Жолдака и Андрея Щербана из Румынии и других звезд современной театральной сцены. В придачу организаторы обещают показать экспериментальные работы молодых режиссеров и составляют отдельную программу показов театров национальных республик — звучит более чем любопытно.

Театральный марафон
Январь — декабрь

Театральный марафон будет ограничен пределами России, а его главная задача — размыть культурные границы между регионами. Стартует фестиваль в январе во Владивостоке, а заканчивается через год в Калининграде. Организаторы обещают лауреатов прошлых «Золотых масок», но, судя по всему, ничего неожиданного ждать не стоит. Например, первой в списке значится классическая постановка «Спящей красавицы» на музыку Чайковского. Она пройдет на Приморской сцене Мариинского театра. Далее остается только следить за программой.

Избранные спектакли

Документальный спектакль «Зловещая долина»
Театр наций, 4–21 апреля

На сцене сидит немецкий писатель Томас Мелле, рядом — стакан с водой. Писатель выступает с докладом о проблемах эмоциональной неустойчивости. Он сам живет с биполярным расстройством и размышляет о литературном творчестве как методе преодоления болезни. Один нюанс: это вовсе не Мелле, а до жути натуралистичный андроид, созданный по его образу и подобию, от одежды и мимики до голоса и жестов. Ощущения странные: робот вроде бы очень похож на человека, но смотреть на него некомфортно и даже страшно. Японский ученый Масахиро Мори назвал этот эффект восприятия «зловещая долина» — отсюда и название спектакля. Фактически это все равно что вдруг очутиться в «Мире Дикого Запада» — сериале HBO про «очеловеченных» андроидов. Ставит шоу режиссер из немецко-швейцарской группы Rimini Protokoll — пророчат, что именно они создадут «театр будущего», — а в России проект продюсирует Федор Елютин и компания «Импресарио», при поддержке Нового пространства Театра наций. Билеты — от 1800 рублей.

Спектакль «Маленькие трагедии»
Гоголь-центр

В этом году Кирилла Серебренникова номинировали на три «Золотые маски», причем сразу двумя номинациями отмечена его работа над «Маленькими трагедиями» в Гоголь-центре: за работу режиссера и сценографию спектакля. Структурно это четыре части, поставленные по произведениям Пушкина: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и кульминационный «Пир во время чумы». В единое высказывание их объединяют треки рэпера Хаски, который сам же их и зачитывает (если повезет), — формально именно он центральный персонаж трагедий. Концептуально ощущения от спектакля несколько напоминают прослушивание музыкального альбома, такого, который хочется ставить на повтор. Точные даты пока неизвестны.

Музыкальная драма «Право на отдых»
Читальный зал Центральной научной библиотеки СТД, февраль-март

«Право на отдых» — новая постановка «Мастерской Дмитрия Брусникина». Сюжетно это байопик о советском поэте, драматурге и музыканте Александре Галиче, а с точки зрения формы — нечто среднее между поэтической музыкальной драмой и иммерсионным перформансом. Работа над спектаклем началась еще до внезапной кончины руководителя студии («Это посвящение поэту, имевшему мужество стать народным», — говорил Дмитрий Брусникин), а после его смерти за проект взялись его коллеги. В основе постановки — стенограмма заседания Союза писателей СССР об исключении Галича из состава организации. Зрители не только наблюдают этот процесс со стороны, но могут принять в нем непосредственное участие и буквально повлиять на то, чтобы Галича не исключили. Режиссерами «Права на отдых» выступили актеры «Мастерской Брусникина» Сергей Карабань и Игорь Титов. Билеты — 2000 рублей.

Спектакль «Теллурия»
Театр на Таганке, 5 и 6 февраля

Пока в трех пространствах в центре Парижа — театре Шатле, Театре-де-ля-Виль и Центре Помпиду — идет 700-часовой марафон «Дау», скандальный проект Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина, в Москве можно увидеть другую постановку по Сорокину. «Теллурия» — переведенный на язык театра фантастический роман про Новое Средневековье, где вместо машин опять будут кони, вернутся монархии, а еще выведенные генетиками кентавры и люди с песьими головами. Ставит «Теллурию» Константин Богомолов. Билеты — от 2500 рублей.

«Иранская конференция»
Театр наций, апрель

«Иранская конференция» — спектакль по нашумевшей пьесе одного из самых важных российских драматургов Ивана Вырыпаева, который хоть и живет по большей части в Польше, все-таки прочно ассоциируется с Россией. Вопросы, который Вырыпаев ставит в своей пьесе, а затем и в авторской постановке, как водится, глобальные. Учитывая множество цивилизаций и культур, куда движется наша цивилизация, как моя жизнь меняет мир вокруг, есть ли универсальная доктрина или практика, которая объединит всех людей? Размышлять на эти темы будут девять ученых, которые собираются, чтобы обсудить положение дел на Ближнем Востоке и в Иране, но вдруг начинают говорить о смысле жизни, ее вызовах и надеждах. Актерский состав впечатляет: Евгений Миронов, Ингеборга Дапкунайте, Чулпан Хаматова и Ксения Раппопорт. Спектакль будет представлен на английском языке с синхронным переводом на русский, причем переводчиком выступит сам Вырыпаев. Билеты — от 2000 рублей.

Фото: Unsplash.com


Комментарии