fbpx

Кризис в театре: как люди сцены живут во время карантина

Из-за пандемии показы спектаклей в России прекратились 18 марта. Мы поговорили с актерами и сотрудниками государственных и частных театров двух столиц о том, как они справляются с такими «предложенными обстоятельствами» и каким видят будущее.

Зоя Бороздинова

Зоя Бороздинова, театровед, руководитель литературной части в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина

Мы не знаем, что будет дальше. Разрешат ли спектакли в следующем месяце? Ведь их запретили раньше, чем начался официальный режим самоизоляции. И когда нам объявят о том, что снова можно выходить на сцену? Если позже чем за неделю, будет катастрофа. Зрители не успеют раскупить билеты, играть придется при полупустом, а то и пустом зале — мы пока не можем прогнозировать продаваемость.

В любом случае, уже сейчас Театр Пушкина корректирует репертуар на июнь и август. Раньше в связи с гастролями мы должны были закрыть сезон 8 июня и открыть 3 августа, но играть в августе планировали только три спектакля в неделю. Сейчас ставим репертуар на шесть дней плюс весь июнь, до 30-го числа. Но пока репертуар теоретический.

Доход потерян не только из-за продажи билетов. Сюда входит также процент с буфета и аренда. У нас две сцены. Одна из них — регулярная площадка для двух спектаклей школы-студии МХАТ. Этот доход мы тоже потеряли. Плюс апрель — это аренда фестиваля «Золотая маска». При этом часть сотрудников работает в обычном — если не сказать чрезвычайном — режиме. Это и артисты, которые готовят онлайн-читку, это, разумеется, люди, отвечающие за ведение социальных сетей, общение с прессой, дежурный, отвечающий на звонки-письма зрителей, бухгалтерия, дежурный по зданию, секретари директора и худрука, заполняющие бесконечные бумажки для департаментов, директор и худрук, естественно, архивист, которая готовит записи спектаклей к трансляции, я, занимающаяся авторскими правами. Какая у нас будет зарплата — тоже загадка, ведь мы работаем не меньше, чем обычно, хоть и удаленно.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Театр имени Пушкина🎩 (@teatrpushkin)

Софья Апфельбаум

Софья Апфельбаум, директор Российского академического молодежного театра (РАМТ)

Ситуация, в которой мы оказались сегодня, беспрецедентна: даже во время войны театры продолжали работать, сегодня же остановлены и спектакли, и репетиции. Разумеется, наш театр, как и многие другие, несет из-за этого существенные убытки. Основная часть доходов, из которой мы главным образом выплачиваем зарплату сотрудникам, — это доходы с проданных билетов. Сейчас мы предложили нашим зрителям не сдавать купленные на отмененные спектакли билеты, а использовать их с открытой датой и перенести поход на осень, когда, как мы надеемся, театры возобновят работу.

В настоящее время мы пытаемся продолжать репетиции онлайн. Ключевое слово — «пытаемся», так как репетировать в Zoom возможно лишь на первых порах, на стадии читок, затем наступает момент, когда нужно переместиться на сцену.

РАМТ был одним из первых театров, задолго до эпидемии, запустивших встречи со зрителями, обсуждения спектаклей. Эту традицию мы продолжаем. 14 апреля в рамках образовательного проекта «Театр+» мы провели онлайн-обсуждение нашей премьеры «Ромео и Джульетта» режиссера Егора Перегудова, и получился очень содержательный разговор. Встреча проходила в Zoom, и к ней присоединились режиссер, актеры и больше 40 зрителей.

Мы выкладываем записи спектаклей на своем YouTube-канале: так, например, спектакль «Берег утопии» онлайн у нас посмотрели уже больше 2,5 тыс. зрителей. Мы планируем публиковать и другие (хотя в случае с некоторыми постановками по пьесам авторов XX века это невозможно из-за авторских прав). Я совершенно не считаю, что выложенный онлайн спектакль потом лишится зрителей в офлайне. У нас был такой опыт: уже несколько лет на «Культуре» доступна запись спектакля «Денискины рассказы», но на количестве его зрителей это никак не отразилось. Наоборот, я думаю, что онлайн-показы способны заинтересовать новых людей.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от РАМТ (Молодежный театр) (@ramtogram)

Галя Солодовникова

Галя Солодовникова, сценограф, куратор программы «Сценография» в Британской высшей школе дизайна (БВШД)

Театральное сообщество сейчас ушло в исследование и поиск новых форм и решений. Состояние, когда нет возможности действовать, но есть время подготовиться: сконцентрироваться на разработке сценариев, продумывании спектаклей, декораций, технологий.

У нас была недавно премьера спектакля «LЁ Тартюф. Комедия» в Театре на Таганке, и они сделали два дня показа в онлайн-формате. Так его посмотрели 55 тыс. человек. Это, конечно, невероятно. При условии зала на 500 зрителей в театре понадобилось бы около 100 показов, чтобы столько людей смогли его увидеть…

Но это может работать только как промо. И сейчас это единственный способ сохранить свою аудиторию и продолжать функционировать. Финансовой выгоды от этого нет совсем.

Что будет после окончания этой глобальной ситуации, не совсем ясно. Но точно ценность театра только возрастет. Люди так устанут быть изолированными, что поход туда станет настоящим праздником. Я думаю, что если летом мы выйдем из карантина, то театры вряд ли уйдут в обычный отпуск, так как среди зрителей будет большой спрос. Но точно возникнет новый подход к рассадке и дистанцированию посетителей, ионизации воздуха, дезинфекции помещений и так далее, чтобы обеспечить безопасность.

Все, что сейчас происходит, также делает театр доступным для тех, кто не может прийти на спектакли. Это люди с ограниченными возможностями, пожилые люди и люди, находящиеся на удалении — в других городах и странах. Есть несколько театров, которые уже применяют VR-камеры для съемки, с ними можно смотреть спектакль как зритель в зале. VR-очки «перенесут» на премьеру спектакля в Италии или Японии не выходя из дома.

Мы как раз создавали такой проект в Германии с режиссером Себастианом Велкером, когда началась пандемия. У нас планировалась премьера оперы «Король Теодор в Венеции» в мае с использованием 150 VR-очков для зрителей и параллельной съемкой на специальную камеру с трансляцией. По задумке, часть оперы можно было увидеть в волшебных очках, проникая в суть происходящего и заглядывая в потаенное.

А еще сейчас все мгновенно освоили Zoom, и стало понятно, что можно собирать зрителей в прямом эфире, делиться историями, перформансами, репетировать вместе, заниматься вокалом и по-разному взаимодействовать. Например, на курсе«Сценография», который я курирую в БВШД вместе с Полиной Бахтиной, мы тоже постарались моментально перенести не только лекции, но и просмотры, разработку, обсуждение дипломных проектов в онлайн-режим, чтобы не терять время и оставаться во взаимодействии с командой студентов.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от British School Of Art & Design (@bhsad)

Елена Махова

Елена Махова, актриса театра «Практика», Театра.doc, Театра наций, проекта «Дочери Сосо», режиссер спектакля

В театрах, с которыми я сотрудничаю, сейчас планируется репертуар только на сентябрь: у театрального сообщества есть надежда на осень, я же отношусь к этому без всяких надежд, но с мечтой, что хотя бы в сентябре мы начнем снова собираться и репетировать на сцене.

Со спектаклем «Считалка» проекта «Дочери Сосо» у нас отменились гастроли по Прибалтике — мы должны были выступать в Вильнюсе и в Риге, уже были проданы все билеты, а на май было запланировано участие в фестивале «Радуга» в Питере, который тоже не состоится. Спектакль «Зеленые щеки апреля» я отменила сама, до объявления карантина, когда появилась информация о том, что нельзя собираться группами больше 50 человек в одном помещении. Так как я и режиссер, и продюсер этого спектакля, я несу ответственность.

В Театре наций и в театре «Практика» я работаю по договору как актриса, так что материальная поддержка от театров мне не полагается. Но есть моральная поддержка! Например, спектакль «Бабушки», который я девять лет играю в театре «Практика», начали показывать в формате онлайн-трансляции, и я чувствую поддержку нашего зрителя.

К счастью, у меня есть вторая профессия, которая приносит мне доход: я педагог по технике речи, с помощью Skype и Zoom я веду тренинги в двух группах и множество индивидуальных занятий. Неожиданно моя деятельность оказалась очень востребована: такого количества учеников до карантина у меня не было.

Недавно мы выпустили онлайн-спектакль «Отравленный пояс» в Мобильном художественном театре. Его автор — худрук Михаил Зыгарь, написавший книги «Империя должна умереть» и «Вся кремлевская рать». МХТ — это театр, в который люди приходят слушать, его первая постановка называлась «Тысяча шагов с Кириллом Серебренниковым» и была создана вместе с Кириллом Семеновичем во время его домашнего ареста. Сейчас у этого театра уже целый репертуар. В «Отравленном поясе» мне досталась роль жены профессора Челленджера. Его сыграл Павел Деревянко. Успели записать все до начала карантина.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Мобильный Театр (@mobile.theater)

Мария Никитина

Мария Никитина, пресс-атташе театра «Практика»

Театр переживает сейчас очень странные времена, пугающие. Никто не мог представить себе, что зрительный зал может вдруг так надолго опустеть. Это шок как для режиссеров и актеров, так и для администрации. Никто еще не бывал в этих условиях, поэтому никто не знает сценария развития событий.

Для меня, как для человека, занимающегося продвижением, это фактически экстремальная ситуация. Мне нужно готовить и отдавать информацию о будущей премьере минимум за два месяца, а лучше за три. Сейчас ни одна дата не реальна.

Наше единственное спасение — любой ценой оставаться в процессе, просто работать. Художественный руководитель Марина Брусникина придумала онлайн-программу «Практика карантина». И мы, немного отойдя от шока, с благодарностью взялись за ее исполнение. У нас в работе — видеоспектакли, показы репертуарных работ с последующим обсуждением в прямом эфире с актерами и режиссерами, читка большого романа по частям в исполнении известных актеров в аудио- и видеоформате. Текстовые материалы: подборки, интервью, материалы к будущим премьерам.

Все это мы делаем для того, чтобы выжить самим и сохранить связь со зрителями насколько это возможно. Сценарий у нас в голове один: что бы ни было, в какой бы день жизнь ни возобновилась в прежнем объёме — уяснить задачу, обсудить условия и приступить к работе.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Театр «Практика» (@praktika_theatre)

Мария Рогачева

Мария Рогачева, директор Культурного центра ЗИЛ

Культурный центр ЗИЛ — мультиформатная площадка, на которой ежедневно проходит по пять-семь событий: концерты, лекции, спектакли, выставки и фестивали, а также занятия в 34 студиях — а это 120 групп — для всех возрастов: от года до людей серебряного возраста. Сейчас мы перевели, как и большинство творческих организаций, всю активность в онлайн, и наши интернет-страницы — сайт, социальные сети — активно наращивают аудиторию, в Facebook, например, охваты выросли более чем в два раза.

Оказалось, что коллектив способен не только адаптироваться к новым реалиям, но и генерировать новые форматы, создавать онлайн-контент, не уступающий офлайну, ведь люди творческих профессий легко перестраиваются, а новые сложные задачи пробуждают активную созидательную энергию. Получается, что после этого непростого периода мы обнаружим не только потери, но и новые компетенции: освоение digital-программ, улучшение навыков проектного менеджмента, монтажа, записи роликов…

Когда ЗИЛ закрылся для посетителей, многие студии стали активно осваивать программы дистанционного обучения, и сейчас занятия Мастерских художественного проектирования, школы анимации «Аниматорика», музыкального театра «Город мастеров», детской хоровой студии «Радуга» и других полностью проходят в онлайн-формате. На платформах видеоконференций педагоги почти так же, как в кабинетах, ведут уроки, дают советы по композиции, рецензируют работы. Танцевальные студии «Детский балетный театр», «Карнавал», «Юный зиловец» готовятся к отчетным концертам по видеоурокам, групповым видеоконференциям и звонкам.

На события Культурного центра теперь можно «прийти» онлайн, — трансляции доступны с нашего сайта, в социальных сетях, на YouTube-канале. Мы создали рубрики: например, каждую среду вечером можно посмотреть наши Вечера балета, которые проходят с 2016 года, посвящённые 200-летию Мариуса Петипа, выдающимся балеринам Екатерине Максимовой, Анне Павловой.

Библиотека тоже перешла в режим работы онлайн и ко Дню космонавтики подготовила целый блок событий. Анастасия Степанова, член экипажа международных космических проектов Sirius 19 и Mars 160, сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, космический журналист, волонтер-спасатель отряда «Спасрезерв», рассказывает о том, как она провела в изоляции 120 суток во время эксперимента Sirius 19 по подготовке к полету на Луну, как выстраивался ее день, какие задания выполняли члены экипажа. Анастасия Ильина, сотрудник «Сколтеха», рассказывает о подготовке космонавтов.

Сейчас для многих важна психологическая поддержка, и мы предлагаем на наших страницах советы писательницы Елены Соковениной «Как выжить с родителями», презентацию автора книги «Ты не одна. Как забыть одиночество и найти счастье внутри себя» Анны Моховой, «Как объяснить ребенку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми» Натальи Преслер, а также тренинг с психологом Анной Горской «Паническая атака. Как побороть стресс?».

Мы ждем с нетерпением, когда наши двери снова будут открыты для гостей, когда в залах зазвучит музыка, пространства наполнятся людьми, готовыми к творческим экспериментам. Сейчас же для нас — важное время анализа и переосмысления существующих программ и проектов, испытания их новым опытом и их перезагрузка.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Культурный центр ЗИЛ (@zilcc)

Анастасия Куклина

Анастасия Куклина, руководитель Центра творческого развития Культурного центра ЗИЛ и исполнительный директор независимой театральной компании «Барабан»

Независимая театральная компания «Барабан» базируется в Туле, на территории творческого индустриального кластера «Октава», и нам также пришлось отменить все мероприятия в офлайне, запланированные с середины марта по конец апреля. Мы перенесли показ одного из наших проектов — перформанса Pastoral в Москве на площадке Союза независимых театров 8/3 и большой фестиваль современного танца «Сборная солянка», который готовили с коллегами из танцевального проекта «Солянка».

Тем, кто занимается независимым искусством, всегда непросто, ну а в нынешних реалиях, деятельность независимых компаний и художников абсолютно не защищена. Пока на нас совсем отрицательно происходящее не сказалось. Да, были вложены небольшие средства в рекламу, но это не такие великие потери. Грустно, что все пришлось отменить или перенести с открытыми датами и что так завершается сезон, но в подобной ситуации сейчас оказались все.

Совместно с «Октавой» мы выходим в прямые эфиры с нашими читками и детскими спектаклями, развиваем свои проекты и стараемся думать о будущем. Монетизировать как-то онлайн-активности сложно, особенно при огромной конкуренции и количестве доступного бесплатного контента. Самое важное сейчас — сохранить ясность ума и попытаться развить в себе новые навыки и способности для существования в новой реальности. А то, что она абсолютно точно будет другой, — это уже очевидно.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от БАРАБАН (@baraban_tula)


Егор Хлыстов

Егор Хлыстов, начальник отдела маркетинга и рекламы Театра на Таганке

Театр за март и апрель выплатил зарплату всем штатным сотрудникам. Здесь, конечно, большим подспорьем стало решение Правительства РФ предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов для учреждений, работающих в сфере культуры. А вот что будет дальше – большой вопрос.

Во время карантина на нас всех сейчас обрушились лавины трансляций и записей в интернете, что с одной стороны, конечно, очень хорошо. Но с другой стороны – смотреть драматический театр не вживую и так крайне тяжело, а если это запись с одной камеры, без соответствующего взгляда режиссёра телевизионной версии, то зачастую становится просто невозможным. Поэтому театр на Таганке решил выбрать только те спектакли, которые, на наш взгляд, подходят для просмотра на экране ноутбука или плазмы, и которые сняты на несколько камер: 2 апреля совместно с Megogo мы показали наш главный зрительский хит «Лё Тартюф», трансляцию посмотрел целый Олимпийский – 55 тысяч уникальных пользователей со всей России, нам писали из Биробиджана, из Петропавловска-Камчатского, из Екатеринбурга и Волгограда. Зрители просят привезти в их город и показать вживую. 26 апреля совместно с Окко мы показали наш самый гастролирующий и любимый несколькими поколениями зритель спектакль, «Чайка 734558», поставленный литовским режиссёром Дайнюсом Казлаускасом по пьесе Чехова. Эту запись особенно ждали жители Хабаровска, Владивостока и Южно-Сахалинска. Во второй половине апреля у нас были запланированы гастроли в эти города, которые, как вы понимаете, пришлось отменить или перенести. Все билеты были распроданы задолго до.

В социальных сетях у нас в настоящее время идет проект «Театр на Таганке дома»: один из наших артистов захватает Инстаграм театра на день и рассказывает о том, как репетирует новые роли, как проводит досуг на самоизоляции, делится прочитанным и увиденным и отвечает на вопросы зрителей, которых сыпется какое-то огромное количество каждый день. Так что мы всегда остаёмся на связи!

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Театр на Таганке (@tagankatheatre)

Кирилл Вытоптов

Кирилл Вытоптов, режиссер (сотрудничает с театром «Современник», РАМТ, Мастерской Петра Фоменко, Театром Ермоловой, Театром на Малой Бронной, Театром наций и другими труппами)

Я фрилансер, и мой основной источник дохода — это гонорары за спектакли и большие ивенты, которые я делаю как режиссер. Иногда преподаю в ГИТИСе, но в этом году почти не было занятий из-за моей плотной занятости в театре. Поскольку сейчас все проекты схлопнулись разом, ситуация достаточно критическая. Возвращаюсь к репетиторству. У жены, театрального художника Наны Абдрашитовой, сохранилась часть дистанционной работы в музейных проектах и онлайн-преподавание. Подушки безопасности практически нет. Я начал онлайн-репетиции нового спектакля, сейчас у нас «застольный» подготовительный период, как будем двигаться дальше — неизвестно. Премьера была намечена на начало июня, но очевидно, что все сильно сдвинется.

Лучана Киселева

Лучана Киселева, руководитель социально значимого проекта «Бюллетень Лучаны Киселевой», менеджер культуры, исследователь театра

Ситуации, когда театры так долго закрыты, причем во всем мире, до этого никогда не было. Труппа нью-йоркского театра Metropolitan Opera распущена. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин полагает, что мировые театры уже не смогут платить прежние гонорары.

3 апреля вышел указ, согласно которому театрам разрешили возвращать деньги за билеты не в обязательном режиме, не сразу, а если покупатель не хочет посетить эти спектакли позже. Министерство культуры собирается материально поддержать свои федеральные подведомственные учреждения.

Вообще же, потери большие во всех смыслах. Некоторые директора театров надеются на полноценное возобновление деятельности осенью. Вероятно, потребуется снизить цены на билеты — потенциальным зрителям будет труднее платить. Плюс к этому — театральные деятели опасаются, что люди придут не сразу, ведь им надо будет психологически отойти от карантина. К тому же понадобится тщательнее репетировать спектакли после вынужденной паузы.

Мне кажется ценным выход в онлайн. Трансляции спектаклей петербургского театра «Мастерская» смотрит от 30 до 120 тыс. человек. Это больше, чем число участников их группы во «Вконтакте». Онлайн-премьеру спектакля московского камерного театра «Практика» «Созвездия» в постановке Александра Алябьева посмотрели более 27 тыс. человек.

Особенно тяжело сейчас приходится частным театральным образованиям. Там артисты не сидят на окладах, а получают гонорар за каждый отработанный спектакль. Кто-то выступает в прямой трансляции и получает донейты.

Хочется отметить, что в этих особых условиях, тоже создаются произведения искусства. Были объявлены конкурсы кинематографических, публицистических, исследовательских, графических работ, посвященных карантину и самоизоляции. Сейчас проходит летний фестиваль искусств «Точка доступа», на этот раз в его программу входят спектакли, создающиеся во время изоляции.

Важно, что люди объединяются. Например, Союз театральных деятелей РФ, Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров проводят онлайн-мероприятия для театров. Также хотелось бы упомянуть продолжение процесса по делу Седьмой студии в условиях введенного режима самоизоляции.

Ян Тимаков

Ян Тимаков, специалист отдела по связям с общественностью в театре «Цехъ»

После объявления о закрытии театров мы, конечно же, сразу напряглись. Самое страшное в нашем случае — потерять площадку, так как мы негосударственный театр и аренду платим самостоятельно. Но несколько лет мы работаем в плюс и за время этого «плюса» успели накопить подушку безопасности на тот случай, если произойдет какая-то неприятность. Соответственно, на какой-то период мы знали, что сможем оставить свой дом при себе.

Далее мы взяли паузу и посмотрели, что начали делать остальные. Все это похоже на тонущий «Титаник», когда театры своими руками поломали единственную систему, которая могла бы приносить доход, и буквально захламили интернет-пространство трансляциями спектаклей. По мне это двойная ошибка: во-первых, вы публикуете уникальный контент, на котором зарабатываете в обычное время, нельзя выкладывать в открытое пространство материал, который у вас в репертуаре. Во-вторых, вы делаете это бесплатно, тем самым разрушаете свою же проделанную работу и обесцениваете ее. Мы не выкладывали в открытый доступ свои спектакли. Единственный спектакль, который попал в Сеть, — «Никошенька», он не играется уже несколько лет, и его публикация была приурочена ко дню рождения Гоголя (1 апреля). Мы планируем привлекать зрителей другими форматами: например, скоро собираемся выложить запись с читки пьесы.

На данном этапе мы не решились собирать пожертвования, ведь нашему бизнесу так же плохо, как и любому другому, отсюда вывод: почему нам кто-то должен? Решили вести честную игру и начали продажу билетов с открытой датой. Любой желающий уже сейчас может купить билет на конкретный спектакль, тем самым поддержать нас и получить услугу от нашего театра. Самое главное — не унывать, верить в будущее и оставаться людьми.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от ЦЕХЪ театр (@cehtheatre)

Дарья Румянцева

Дарья Румянцева, актриса театра «Приют комедианта» и Такого театра

Сообщение о карантине нас настигло в День театра, 27 марта, ровно за день до премьеры спектакля Дмитрия Волкострелова «Русская классика» в театре «Приют комедианта». Этот спектакль был полностью готов к выпуску, но сейчас репетиции онлайн не продолжаются: там сложная схема, репетировать возможно только на сцене.

28 марта я пролежала в депрессии, осознавая, что не состою в штате репертуарных театров, а это значит, что мне не положены какие-либо пособия и выплаты, плюс уже несколько лет я являюсь частным предпринимателем. И пришла идея делиться своим опытом в области театрального искусства. Я вяло написала об этом пост в Instagram, но с этого момента моя жизнь круто изменилась! Я провела уже больше 100 уроков и консультаций — и индивидуальных, и групповых, и я счастлива, что могу общаться и обмениваться опытом с таким огромным количеством потрясающих людей.

Еще я снялась в веб-сериале «Изолированные». Съемочная группа репетировала и снималась не выходя из дома, премьера состоялась на «Кинопоиске». Вдобавок мы уже провели премьеру онлайн-спектакля «Американки» и мне кажется, это новая форма искусства. Над ним работает интернациональная команда: один из режиссеров — американец, и одна из актрис также из Штатов.

Так что я стараюсь относиться к происходящему как к «волшебному пинку» и рада, что избавилась от глупой рефлексии.

Что касается театров: «Приют комедианта» очень помог лично мне, хотя и существует на проектной основе и там нет постоянной труппы. В таком театре просто нет возможности помогать актерам, он некоммерческий – существует только благодаря любви к искусству.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Такой театр (@takoy_teatr)

Алиса Балабекян

Алиса Балабекян, пиар-директор площадки «Скороход», одного из крупнейших центров независимого театра в Петербурге

Площадка «Скороход» — это независимая театральная платформа. Мы создаем сами и помогаем создавать другим молодым командам новый, яркий, экспериментальный театр, который говорит со зрителями на их языке о проблемах и больших идеях, близких современному человеку.

С 18 марта мы, как и все театры, перешли в режим изоляции, отменив спектакли. Даже тот, который был рассчитан всего на троих зрителей, — есть у нас такой проект «Завтрак для чемпионов», где гостей погружают в специально созданную театральную реальность, и все пространство «Скорохода» оказывается в распоряжении зрителей и артистов.

Конечно, сейчас мы потеряли привычный способ заработка: не играем спектакли, закрыли площадку, не сдаем ее в аренду — все оказались в похожей ситуации. Но мы не стали сеять панику ни среди своих зрителей, ни внутри команды. Все-таки мы всегда занимались тем искусством, которое осмысляет современность и процессы, происходящие именно сегодня. И поэтому вполне уверенно и спокойно входим в предлагаемые онлайн-условия.

Мы знаем, что многие — почти все — театры чуть ли не ежедневно бесплатно транслируют спектакли. Мы поступаем немного иначе: в День театра, 27 марта, мы сделали большую трансляцию, получили техническую и информационную поддержку от проекта #RussianCultureVsCovid19 и одновременно запустили donation-сбор. А еще провели марафон спектаклей, которые пользуются любовью зрителей, на платформе Stay.

Параллельно мы занимаемся развитием совсем другой истории — нашей карантинной «love’kи». Это такая постоянно пополняемая полочка с «товарами» театра — от подборки легендарных архивных спектаклей до ужина с артистом, фотосессии в гробу или эксклюзивной короны шотландской королевы Марии Стюарт, сделанной для спектакля Такого театра. Конечно, ситуация непростая, нам хочется существенно поддержать артистов, оставшихся без дохода, вовремя оплатить коммунальные услуги и аренду склада с декорациями. Но мы думаем и о тех, для кого, собственно, и создаем театр, — о зрителях. Поэтому приглашаем всех найти среди наших проектов именно то, что вам по душе.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Площадка Скороход (@skorohodme)

Анна-София Китаева

Анна-София Китаева, художник по гриму Академического театра имени Веры Комиссаржевской

Я гример-постижер, то есть человек, создающий парики, усы, бороды и другие изделия из волос, которые вы можете видеть на сцене и на экранах. Работу в кино и театре я совмещаю: ни для кого не секрет, что в театре невысокие зарплаты. К тому же в сентябре руководители актерской кафедры в АУГСГиП Всеволод Богатырев и Анна Скакальская пригласили меня преподавать грим будущим актерам.

Пандемия затронула все эти области и меня в частности. Мой театр закрыли 17 марта, а через неделю закрыли колледж, где я преподаю. Спустя еще несколько дней остановили проекты, с которыми я сотрудничала как постижер. Лично для меня это стало большой неожиданностью, но я понимаю необходимость такого решения. Студентов я перевела на дистанционное обучение. Пришлось сильно упростить и деформировать программу, ведь я не могу в буквальном смысле быть рядом с ними, чтобы их корректировать и поправлять. Они присылают мне фотографии готовых гримов, а я им — свои комментарии относительно правильности или неправильности выполненного задания. Это очень неудобно, так как у студентов уже нет возможности исправить ошибки.

Несмотря на карантин, мой театр не бездействует. Мы стали транслировать записи спектаклей, чтобы наши зрители могли продолжать смотреть свои любимые постановки. Также у нас 23 апреля прошла онлайн-трансляция «День Шекспира», где актеры представили «своего» Уильяма Шекспира в режиме самоизоляции. Уникальный опыт, без общей концепции и подсказок режиссера! До этого наши артисты успели снять очень смешной фильм «Актеры в самоизоляции», он появился на нашем сайте и в группе во «Вконтакте» 6 апреля.

Несмотря на оптимизм, все мы в душе боимся, что не сможем оправиться от этого удара и нас исключат за ненадобностью. В состоянии нужды люди в последнюю очередь задумываются о духовном просвещении и росте, а значит, театры, библиотеки, музеи, некоторые учебные заведения могут попросту закрыться. Сейчас, просидев уже столько времени дома, я осознала, как же сильно я люблю свою работу! Я очень скучаю по театру, по студентам и по кино. Я сижу дома и создаю парики, бороды, усы, придумываю всевозможные способы реализации для своих изделий.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Театр им.В.Ф.Комиссаржевской (@teatrvfk)

Фото на обложке: Unsplash.com


Комментарии