fbpx

Выставки, которые стоит посетить после отмены ограничений

Несмотря на то что многие галереи мира в карантинные времена активно устраивали онлайн-выставки, все мы давно истосковались по скрипу музейных половиц. Выбираем, куда стоит заглянуть после снятия ограничений в Москве. К счастью, многие экспозиции продлили работу на случай, если кто-то из желающих не успел посетить их раньше.

выставка «Я, Энди Уорхол»

«Я, Энди Уорхол»

Выставочный зал Союза художников России в здании Новой Третьяковки, до 14 февраля

Легендарного американского поп-арт-художника в Москву привезли еще в сентябре, но в середине ноября выставка была приостановлена на неопределенный срок из-за приказа департамента культуры Москвы. С недавнего времени Новая Третьяковка вновь открывает свои двери.

Считается, что это самая масштабная выставка Энди Уорхола в России за последние 15 лет — она раскрывает все грани творчества художника: от фотографии, иллюстраций и дизайна до режиссуры, предоставляя зрителям возможность вживую увидеть около двух сотен его работ. Среди экспонатов — и «Мэрилин», и «Банки с супом “Кэмпбелл”», и «Ковбои и индейцы», и инсталляция «Серебряные облака», и даже портрет Ленина. Специально для выставки в Новой Третьяковке были воссозданы интерьеры легендарной «Фабрики», нью-йоркской студии Уорхола.

выставка «Синкретизм | Бесконечность и роза»

«Синкретизм | Бесконечность и роза»

Галерея «Граунд Солянка», с 16 по 28 февраля

Режиссер, художник и перформансист Павел Семченко, известный также как основатель театра АХЕ, с середины февраля открывает в Москве собственную иммерсивную выставку-фестиваль, посвященную исследованию природы синкретизма. Куратором выступит театральный режиссер Максим Диденко, среди участников заявлены композитор и контрабасист Владимир Волков («АукцЫон»), художница Анис Кронидова и хореограф Владимир Варнава, а за звуковые перформансы будут отвечать студенты направления «Саунд-арт и саунд-дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Пространство будет разделено на три части: в «залах про Неживое» зрители смогут познакомиться с уже созданными и законченными произведениями художников, в «залах про Живое» перформансисты будут творить в режиме реального времени, а в «залах про Новое» зрители смогут по своему вкусу исправить представленные произведения. В целом ожидается очень любопытный экспириенс, причем каждый день выставки будет отличаться от предыдущего, так что посетить ее можно будет неоднократно.

выставка «Сальвадор Дали & Пабло Пикассо»

«Сальвадор Дали & Пабло Пикассо»

Путевой дворец Василия Третьего, до 28 февраля

Коллекция под названием «Искусство наций», ставшая основой выставки «Сальвадор Дали & Пабло Пикассо», считается самой большой в мире частной коллекцией скульптур Сальвадора Дали. Говорят, что оценку представленных произведений проводили в том числе и ведущие эксперты музеев Дали и Пикассо — и признали подлинность экспонатов. В центре внимания — скульптуры, малоизвестная графика Дали и керамика Пикассо. Все эти работы отражают творческие поиски двух знаменитейших испанских художников-сюрреалистов XX века.

Иммерсивный проект Reset 2.0

Иммерсивный проект Reset 2.0

Центр современного искусства «Марс», до 28 февраля

Этот проект — результат сотрудничества дизайн-студии «Мы», художницы Ольги Щербаковой, дизайнера Анастасии Картузовой, композитора Тима Иванова и ольфакторного архитектора Анны Сивачёвой, целью которого было исследование влияния цвета, запаха и звука на восприятие окружающего мира и возможности эмоционального обновления. Этот иммерсивный спектакль представляет своего рода арт-терапию для современного человека, истерзанного постоянным стрессом и склонного к эмоциональному выгоранию. В семи залах «Марса» посетители познают себя через взаимодействие с арт-объектами (в этом им могут помочь аудиогид и навигационные таблички). По словам создателей, название проекта отсылает к кнопке Reset, вызывающей перезагрузку, — в данном случае морального и физического состояния.

Вторая триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

Вторая триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

«Гараж», до 28 февраля

Масштабная выставка современного искусства в «Гараже» проходит раз в три года. Название — «Красивая ночь всех людей» — нынешняя триеннале получила в честь нечитаемой книги математика Романа Михайлова, состоящей из нарисованных спиралевидных линий. Участники экспозиции были выбраны не искусствоведами и кураторами, а художниками, чьи работы представлялись на предыдущей триеннале, так что у выставки почти нет однозначной, ярко выраженной логической структуры. В целом это квинтэссенция modern art, провозглашающая мультикультурализм, разноплановость взглядов на искусство и многообразие средств самовыражения. Увидеть однозначно стоит, тем более что в «Гараже» представлены работы таких знаковых фигур современного искусства, как художник-робототехник ::vtol::, документалист Юрий Васильев, японец Икуру Куваджима, директор Уральского филиала Пушкинского музея Кристина Горланова и Андрей Кузькин, известный своими фигурками людей из хлебного мякиша.

Спецпроект «Неон Арт»

Спецпроект «Неон Арт»

Cube.Moscow, до 21 февраля

Проект Artwin Gallery исследует историю неона — от первых рекламных вывесок до неотъемлемой части городского ландшафта. Неоновый свет с середины прошлого века использовался художниками (от Роберта Ирвина до Дженни Хольцер), превратившись из городского китча в мощное высказывание, часть современного изобразительного искусства и неотъемлемый элемент поп-культуры. В галерее Cube можно увидеть неоновые произведения Евгения Антуфьева, Radya, Анны Титовой и Тимофея Парщикова.

Роб Вудкокс, «Природные связи»

Роб Вудкокс, «Природные связи»

Центр фотографии имени братьев Люмьер, до 23 февраля

Роб Вудкокс — 28-летний фотограф-сюрреалист, работы которого уже публиковались в Vogue, Playboy, GQ, Harper’s Bazaar, Vanity Fair и другом глянце. Он работает с профессиональными танцорами, используя застывшие человеческие тела как идеальную геометрию, а его снимки поднимают вопросы классового неравенства, расовой, телесной, социальной несправедливости и экологии. Куратор выставки Екатерина Ильина отмечает, что каждая работа Вудкокса — попытка переосмыслить гармоничное сосуществование человечества с окружающей средой и природой. В нынешнюю экспозицию также вошла серия новейших работ автора, посвященных пандемии 2020 года.

«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция»

«Закрытая рыбная выставка. Реконструкция»

Центр Вознесенского, до 14 февраля

Специальный проект VII Московской биеннале молодого искусства является реконструкцией юными художниками одного из ключевых событий в истории московского концептуализма — «Закрытой рыбной выставки» Елены Елагиной и Игоря Макаревича, прошедшей 30 лет назад. По сути, и сама экспозиция 1990 года являлась постмодернистской реконструкцией соцреалистической «Закрытой выставки» 1935 года, когда художники представляли свои работы на тему рыбной промышленности. Пленэр советских художников проходил в цехах Оранжерейного рыбокомбината в Астрахани, и залы в центре Вознесенского были переименованы в соответствии с названиями этих цехов (причем каждое из них соотнесено с одним способом выразительности, будь то видеоарт, инсталляция, акционизм или перформанс). Два десятка молодых современных художников представили свое видение интерпретации, цитирования и оммажа.

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

«Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии»

Новая Третьяковка, до 18 апреля

После современного искусства обратимся к академическому. Выставка «Мечты о свободе» проходит в Новой Третьяковке при поддержке государственных художественных собраний Дрездена. Представлено более сотни полотен, в том числе таких именитых авторов, как Карл Брюллов, Александр Иванов, Каспар Давид Фридрих, Орест Кипренский и Карл Густав Карус. Благодаря архивным материалам посетители выставки смогут понять, почему искусствоведы называют романтизм, эпоху поиска духовной и творческой свободы, точкой отсчета в формировании современного мироздания. Также среди представленных произведений можно увидеть работы современных авторов, на творчество которых ощутимо повлиял романтизм: в их числе — участники арт-групп «Провмыза» и «Синий суп».

«ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда»

Музей Москвы, до 11 апреля

Эта экспозиция посвящена 100-летию основания Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института СССР, ставшего родоначальником современных художественных и дизайнерских вузов России. Произведения из коллекций Пушкинского музея, Третьяковской галереи, Исторического музея и Музея архитектуры рассказывают о факультетах мастерских, студенты которых творили во времена расцвета экспериментальной эпохи авангарда. Среди представленных на выставке работ — не только живопись и графика, но и скульптура, фарфор, текстиль, керамика, мебель, макеты и архитектурные проекты.

выставка «Язык [не]свободы»

«Язык [не]свободы»

Музей истории ГУЛАГа, до 10 мая

Совместный проект Музея ГУЛАГа и Фонда Памяти посвящен словарю лагерной лексики, на составление которого у бывшего узника трудовых лагерей Леонида Городина ушло 20 лет. Этот словарь получил высокую оценку лингвистов и использовался многими исследователями для оценки влияния «уголовной» лексики XX века на современную речь, однако книга так и не была издана при жизни автора. Дополняют выставку предметы из коллекции музея — личные вещи советских заключенных, их орудия труда и предметы быта.

«Младшие Брейгели и их эпоха»

«Младшие Брейгели и их эпоха»

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим», до 11 апреля

Весомый повод доехать до подмосковной Истры — выставка ранее не показанных в России работ мастеров голландской и фламандской живописи XVI–XVII веков из частного собрания четы Мауергауз. В течение 20 лет Константин Мауергауз приобретал работы Брейгелей и художников их эпохи на аукционах уровня Sotheby’s и Christie’s, а также у частных галерей и собраний. Всего здесь можно увидеть около 70 произведений: в центре экспозиции — работы Питера Брейгеля Младшего (Адского), Яна Брейгеля Старшего (Бархатного) и Яна Брейгеля Младшего; также представлены произведения Себастьяна Вранкса, Яна ван Кесселя Старшего, Франса II Франкена и других их современников.

«Айвазовский. Кандинский. Ван Гог. Климт. Ожившие полотна»

«Айвазовский. Кандинский. Ван Гог. Климт. Ожившие полотна»

Креативное пространство «Люмьер-холл», до 28 марта

С одной стороны, так называемые ожившие полотна имеют мало общего с настоящим искусством, с другой же — это отличный способ сделать множество любопытных фотографий и в интересной форме познакомить с художниками подрастающее поколение. На сей раз в Люмьер-холле демонстрируют более двух сотен картин Ивана Айвазовского, 100 произведений Густава Климта, несколько работ Ван Гога. Василию Кандинскому и вовсе посвящена мультимедийная выставка, которая позволяет понять образную систему художника.

Фото: Unsplash.com, Dalipicasso.com, Centermars.ru, Triennial.garagemca.org, Cube.moscow, Lumiere.ru, Voznesenskycenter.ru, Tretyakovgallery.ru, Gmig.ru, Njerusalem.ru, Lumierehall.ru


Комментарии