fbpx

Кирилл Серебренников: факты о жизни и лучшие работы

В июне Кирилл Серебренников получил три года условно по делу «Седьмой студии». Такое решение суда все собравшиеся для поддержки люди встретили аплодисментами. Обратную же реакцию вызвал трейлер нового фильма режиссера — «Петровы в гриппе» — по роману-бестселлеру Алексея Сальникова, над которым Серебренников начал работать весной прошлого года. The Reminder решил вспомнить жизнь художника и его лучшие работы, которые тоже вызывали жаркие дискуссии.

кирилл серебренников

Жизнь

Главного интерпретатора отечественной классики Кирилла Серебренникова вызвали из Ростова-на-Дону в 2000 году. Тогда его пригласили стать ассистентом режиссера в работе над спектаклем Роберта Уилсона «Записки сумасшедшего». Премьера по Гоголю так и не состоялась, а Серебренников остался.

Франциска Петри Берлинале

24.02.2018 Немецкая актриса Франциска Петри с бумажным пакетом с изображением задержанного режиссера Кирилла Серебренникова на голове во время церемонии закрытия 68-го Берлинале.

Сегодня можно сказать, что все это было предопределено. Будущий худрук Гоголь-центра родился в простой семье, однако любовью к режиссуре обязан, скорее всего, деду Александру Литвину, который был кинорежиссером. Так, Серебренников начал ставить спектакли еще в школе, затем и в студенческие годы, хотя учился на факультете физики в Ростовском университете. После было становление на режиссерском поприще, пробы в роли телеведущего и поиск материала. За следующие десять лет, до 2012 года, Серебренников не раз устраивал встряску московскому зрителю, актуализируя и перекраивая классику, а также современные тексты.

В 2008 году режиссер решает набрать свой пробный курс актеров и режиссеров. С отобранными талантами он впоследствии организует театральную труппу «Седьмая студия», против которой в 2017 году начнется уголовный процесс.

уголовное дело кирилла серебренникова

26.06.2020 В пятницу утром люди собрались у здания суда за заграждениями. Кинорежиссера Кирилла Серебренникова осудили за хищение государственного гранта.

Кино

«Изображая жертву» (2006 год)

Лихой и ироничный фильм о парне по имени Валя, который притворяется жертвами уголовных преступлений. Молодой человек занимается этим ради заработка. Ежедневно он в компании харизматичного капитана, прапорщицы и сержанта вывозит подсудимых на места преступлений, чтобы восстановить картину произошедшего. Каждый раз следственный эксперимент становится отдельным сюжетом.

В ленте засветились Юрий Чурсин, Анна Михалкова, Марина Голуб, Марат Башаров и Лия Ахеджакова. Каждый их них придает картине столько обаятельности, что игнорировать эту черную комедию, снятую Серебренниковым по пьесе братьев Пресняковых, просто невозможно.

«Ученик» (2016 год)

Фильм — трансформация пьесы современного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга так же, как и «Изображая жертву», появился из спектакля. Однако Серебренников перекроил тамошнего «Мученика» на отечественный лад. Там, где были отсылки к фундаменталистскому исламу, наступающему на Европу, в нашей действительности появился религиозный фанатик, цитирующий Библию и борющийся с атеизмом. Только, оказывается, с ним некому дискутировать, кроме разве что учительницы биологии. Последнюю играет Виктория Исакова. Главную же роль исполнил Петр Скворцов, заменивший задействованного в спектакле Никиту Кукушкина.

Картина, кстати, увезла с Каннского фестиваля премию Франсуа Шале, а также завоевала для Серебренникова приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре».

«Лето» (2018 год)

Лето, Ленинград, рок-жизнь 80-х и музыка, которая вкупе с черно-белыми кадрами переносит нас в другую эпоху. Во времена, когда родители были молоды. Во времена, когда все жили в коммуналках и в каждой квартире было по гитаре.

Именно тогда во время дружеских посиделок на берегу Финского залива главный герой Майк Науменко в исполнении Ромы Зверя встречает Виктора Цоя. А дальше начинается: концерты, фанатки, рвение к свободе и творчеству, тусовки в кругу музыкантов, поэтов и художников.

Здесь нет неожиданных поворотов и непреодолимых преград. Все: от ворчливых соседей до партийных контролеров рок-клуба — главного одобрительного органа новой волны —уступают героям дорогу. К мечте и быстро закончившейся утопии.

Картина снята по мотивам воспоминаний Натальи Науменко, но представляет их в фантазийном виде и не претендует на историческую достоверность. Поэтому и смотреть ее нужно как чей-то старый фотоальбом с обрывистыми историями о бурной молодости.

Театр

«Маленькие трагедии»

Бескомпромиссная и радикальная трактовка классики. Говорят, такого не ожидали даже от Серебренникова. Но это случилось даже несмотря на домашний арест режиссера.

«Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость» и «Пир во время чумы» — знакомые со школы произведения Пушкина оказались на операционном столе худрука Гоголь-центра и подверглись тотальной натурализации.

Хаски, Никита Кукушкин, Виктория Исакова и Филипп Авдеев раскроют главную мысль Серебренникова: право поэта — помогать доносить правду. Пусть для этого иногда и придется переводить мычание на пушкинский штиль с помощью субтитров.

спектакль маленькие трагедии кирилла серебренникова

«Кому на Руси жить хорошо»

Серебренников вдохнул новую жизнь в произведение недооцененного писателя Некрасова. Для постановки труппа Гоголь-центра путешествовала по российской глубинке, чтобы набраться характеров и увидеть жизнь людей. Там, где у Некрасова мужики ищут счастливого человека по Российской империи, в которой только что отменили крепостное право, у Серебренникова мужики в растянутых трениках пьют водку из ведра под песни Людмилы Зыкиной в России, будто застрявшей в 90-х.

Спектакль получился впечатляющим и многожанровым. За три акта в спектакле можно увидеть даже стендап.

спектакль кому на руси жить хорошо кирилла серебренникова

«Машина Мюллер»

Наверное, самая скандальная постановка Кирилла Серебренникова, заставившая брезгливую культурную Москву обсуждать «обнаженку» на сцене. А дело в том, что режиссер сделал то, чего не ожидали даже от него: вывел на сцену 18 обнаженных актеров, которые остаются на глазах у зрителя в течение двух часов.

Возмущение, правда, вскоре поутихло и сменилось на горделивое «А я смотрел!». Однако ни тот ни другой вектор дискурса не повлияли на постоянные аншлаги. Это при том, что работы драматурга Хайнера Мюллера в России известны мало.

По словам Серебренникова, он взялся за этот текст потому, что его никто не мог понять. По этой причине было сложно найти и актеров на главные роли. Сати Спивакова и Константин Богомолов справились.

А критики про постановку потом скажут, что это «первая и настоящая встреча Мюллера с российским театром».

спектакль машина мюллер кирилла серебренникова

Фото: Shutterstock.com, Gogolcenter.com


Комментарии