fbpx

«ГЭС-2»: гид по новому культурному пространству в центре Москвы

Этой осенью фонд современного искусства V-A-C откроет на Болотной набережной уникальный проект — Дом культуры «ГЭС-2». Мы подготовили подробную карту и поговорили с куратором Андреем Паршиковым.

«ГЭС-2»

Фото: Юрий Пальмин

Что такое «ГЭС-2»

Общественно-культурное пространство и дом фонда V-A-C, который вот уже 11 лет знакомит мир с молодым российским современным искусством. ГЭС-2 — бывшая электростанция, построенная в 1907 году. Фонд приобрел здание вместе с прилегающей к нему территорией и реконструировал его, доверив проект бюро Renzo Piano Building Workshop.

Итальянский архитектор Ренцо Пьяно работал над зданием музея Nemo в Амстердаме и парижским Центром Жоржа Помпиду. На этот раз у мастера получился отнюдь не очередной музей современного искусства, хотя выставочных территорий тут достаточно. Неформальная культура, например рейвы и сериалы, такие же полноценные участники площадки, как и академические формы самовыражения: скульптура, перформанс, живопись или большое кино.

«ГЭС-2» — cамостоятельная творческая экосистема, где искусство рождается, наблюдается, проживается и осмысливается. Здесь делятся знаниями, отдыхают, учатся и развлекаются. Как организована эта культурная среда? Рассказываем подробно.

История ГЭС-2

ГЭС-2 была построена в 1905—1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Фото ориентировочно 1913 года.

Исторические параллели

«Мне хотелось создать непредсказуемое пространство, которое может динамически трансформироваться в зависимости от проектов, которые будут создаваться внутри. Будь то выставки, перформансы, лекции или концерты. Это не будет музеем, скорее настоящей фабрикой искусства»

Ренцо Пьяно, архитектор «ГЭС-2»

В древности искусство было сакрально и обитало в святилищах. На рубеже XIX–XX веков появились промышленные «храмы» — заводы. Некоторые даже строили наподобие базилик. Один из таких объектов — главное здание ГЭС-2.

В 1920–1930-х годах советские модернисты интересовались техническим прогрессом в поиске новых концепций. Они во многом предвосхитили появление science art. Авангардисты мечтали превратить творческий акт в массовое производство. Модельер Варвара Степанова разрабатывала прозодежду вместо вечерних платьев, а хореографы придумывали танцы на основе движений, имитирующих работу за станком. Танцы предлагалось танцевать не на заводах, а в специальных учреждениях, своеобразных фабриках по распространению прекрасного — Домах культуры.

В США в 1960–1980-х годах тоже была своя «фабрика» — мастерская Энди Уорхола. Вместе со своей артелью художник поставил на поток создание произведений искусства, устраивал выставки, снимал клипы и принимал нью-йоркскую богему.

Но ни буржуазной поп-арт-студии, ни экспериментальным производственным площадкам советских модернистов не удалось стать философской «машиной, производящей искусство».

В XXI веке процветает философия эcтетического потребления. История ГЭС-2 пришлась бы по вкусу советским футуристам.

Построенная в 1907-м, эта электростанция работала до 2015 года, пережив падение монархии и советской власти, пока не превратилась в Дом культуры.

Ольга Цветкова, куратор танцевальных программ: «Мой интерес как куратора состоит в том, чтобы заполнить все артерии Дома культуры «ГЭС-2» танцем».

Днем и вечером они планируются на выставочных аллеях или сцене, а ночью — под сеты модных диджеев на парковке.

Карта «ГЭС-2»

Общий план. Автор иллюстрации: Екатерина Валетова

Карта

  • «ГЭС-2» начинается с набережной. Перед основным комплексом находится уютная городская площадь Пьяцца (Piazza). Там можно встречаться с друзьями и семьей перед походом в кино, ресторан или перед другими активностями, которые предлагает современный Дом культуры. Место открыто для артистов и представителей разных сообществ. Шествия, перформансы, выставки, концерты и показы захватят и это пространство территории «ГЭС-2».
  • С площади к набережной ведут ступени «Спуска». Летом там можно позагорать, почитать книгу из библиотеки или книжного магазина «ГЭС-2». 
  • В книжном (The Bookstore) будут продаваться издания, выпущенные фондом V-A-C. Кстати, организация выпускает не только академическую литературу о культуре и искусстве, но и яркие детские книги. Одну из последних — «Новый наряд короля» — проиллюстрировал художник Тигран Аветисян.
  • Если стоять спиной к воде, по левую руку от основного комплекса под Патриаршим мостом находится строение из кирпичных арок с большими окнами. Это центр художественного производства «Своды» (The Vaults).
  • Прямо с набережной можно попасть в «Библиотеку» (Library). В правом ризалите находится «Ателье». Там расположена игровая зона, которая называется «Лес», и зона для творчества – «Мастерская».
  • В правом ризалите находятся резиденции для художников. Левый ризалит занимает ресторан.
  • Если зной бьет все рекорды, как этим летом в Москве, то спрятаться с книгой можно в тени березовой рощи, специально высаженной у северного фасада основного здания перед актовым залом. Разделение между архитектурой и природой в проектах Ренцо Пьяно иногда почти условно.
  • Актовый зал — куб из бетона и стекла, современная постройка, возникшая после реконструкции. Как и остальные части проекта, это пространство подвижно: зал может превращаться из концертного в кинотеатр. Выдвижной киноэкран, сцена с десятью вариантами конфигурации и ряды кресел позволяют реализовывать любой пространственный сценарий.
  • За стеклянной стеной аудитории находятся «Роща» и «Двор», где расположен амфитеатр «Ступени». Два зрительных зала — закрытый и уличный — обращены друг к другу. Кстати, со стороны фасада есть еще один выдвижной экран, на котором в теплое время года будут показывать кино.

 

гид по «ГЭС-2»

Проспект. Автор иллюстрации: Екатерина Валетова

  • Проспект — главная артерия «ГЭС-2», имитация уличного пространства внутри здания. Он тянется от Дома на набережной до Патриаршего моста и соединяет все точки в единую структуру: галереи, столовую, библиотеку и книжный магазин. Здесь круглый год будут проходить фестивали, ярмарки, выставки и танцевальные перформансы.
  • На минус первом этаже находятся главные выставочные площадки. Одна из них соединяет комплекс с мастерскими «Своды».
Мастерские «Своды»

Центр художественного производства «Своды». Автор иллюстрации: Екатерина Валетова

«Своды» были  построены в 1870-х и принадлежали известному промышленнику Ивану Смирнову. Складские помещения со сводчатыми перекрытиями и погребами были частью его фабрики. В середине прошлого века их встроили в новое трехэтажное здание лаборатории и забыли, а обнаружили уже в ходе реставрации ГЭС-2. До 2015 года здание успело побывать и баней, и лабораторией. Его планировали снести, но во время реконструкции случайно обнаружили фрагменты первоначального строения и решили вдохнуть в пространство новую жизнь. Вот такая sustainable architecture. 

«Своды» карта

Автор иллюстрации: Екатерина Валетова

Теперь на двух уровнях общей площадью 2 тыс. кв. м находятся мастерские «Сводов». На каждом этаже 14 купольных конструкций кровли — сводов, расположенных двумя рядами по семь секций и разделенных рядом колонн. Каждый свод — это пространство площадью примерно 60 кв. м, в котором находится мастерская, оборудованная современными технологичными станками: от слесарного до 3D-принтера. 

что такое «ГЭС-2»

Автор иллюстрации: Екатерина Валетова

На минус первом этаже расположены помещения для видеопроизводства и студия звукозаписи. Подземный уровень мастерских соединен с одной из выставочных галерей на минус первом уровне основного комплекса. Функционал не предполагает того, чтобы быть открытым всем посетителям «ГЭС-2». Однако здесь находится пекарня, куда может зайти каждый. 

Посетить мастерские смогут, например, участники программы ColLab . Для работы над своими проектами они смогут использовать любое оборудование мастерских. 

Словарь «ГЭС-2»

новые профессии в «ГЭС-2»

Cписок непонятных слов, которые вы можете услышать в стенах бывшей электростанции.

  • Open Сall — это словосочетание гремит еще до объявления официальной даты открытия здания. Дом культуры уже сообщил о том, что ищет художников и гейм-дизайнеров для работы, творческой реализации и профессионального роста в «ГЭС-2». Open Сall — приглашение принять участие в каком-то проекте. Для этого необходимо подать заявку, которую рассмотрит жюри. Среди претендентов будет выбрано некоторое количество победителей, они получат возможность создать свой проект/программу/объект при помощи специалистов институции.
  • Медиатор (mediator) — довольно молодая профессия, многие до сих пор воспринимают ее прежде всего в контексте юридической сферы. Медиатор в искусстве — это не независимый человек, который разрешает споры, а тот, кто находит путь к каждому посетителю и развивает вместе с ним связи между объектами искусства и его личным опытом, пробуждает интерес к новым областям. То есть морякам медиатор может поведать, что все проекты Ренцо Пьяно чем-то похожи на корабли, а диалог с бухгалтером начать с рассказа о количестве высаженных берез и высчитывании процентов сэкономленной солнечными панелями энергии.
  • Фасилита́тор (facilitator) — человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Термин «фасилитатор» широко употребляется в англоязычном мире, но пока малоизвестен в России. Педагог-фасилитатор помогает ребенку в процессе развития и облегчает «трудную работу роста». Фасилитаторы будут встречать детей в семейном пространстве Ателье внутри «ГЭС-2». Без менторства и давления, руководствуясь эмпатией и заботой, они будут направлять юных посетителей в их занятиях и играх.
  • Плейдейт (play date) — это свидание, в каком-то смысле романтическое: взрослые имеют возможность спокойно пообщаться и провести время с другими взрослыми. Несколько семей с детьми договариваются и устраивают ребятам встречу, например, на детской площадке в Ателье. Фасилитаторы и мастера семейного пространства предлагают ребятам занятия согласно расписанию. Дети отлично проводят время, играют и общаются, у родителей есть возможность немного отдохнуть.
  • Ридинг-группа (reading) — ее участники предварительно читают конкретный текст, а затем в компании с экспертом, который может этот текст глубоко и развернуто комментировать, обсуждают его внутри небольшой группы. Кстати, в библиотеке «ГЭС-2» можно будет взять понравившуюся книгу и переместиться с ней в кафе, аудиторию или рощу, расположенные на территории.
  • Вотчинг-группа (watching) — участники вотчинг-группы смотрят заранее оговоренный фильм или сериал и обсуждают его с кинокритиком. Это более камерный формат, чем просмотр фильма в кинотеатре (в «ГЭС-2» он вмещает 420 мест) и его последующее обсуждение с режиссером или экспертами кино.

Интервью

Андрей Паршиков фонд V-A-C

Андрей Паршиков, куратор фонда V–A–C, арт-критик, историк искусств. Андрей провел более 30 выставок в России, США и Европе. Преподавал в Британской высшей школе дизайна, Институте современного искусства, Московской школе по гендерным исследованиям, РГГУ, Академии изящных искусств в Хельсинки. Фото: Надежда Романова. 

Андрей, какова роль куратора в «ГЭС-2» и что это будет за удивительная институция?

А.П.: Мне кажется, роль куратора вообще — довольно понятная. Помочь реализовать художникам свою идею и предоставить все условия для того, чтобы произведение было создано. Перед этим осуществляется выбор художника. Прежде всего куратор выбирает не работу, а ее автора, примерно зная, о чем он думает, какое у него исследование. Когда появляется проект, его обычно анализирует кураторская команда, потому что, как вы понимаете, в «ГЭС-2» не бывает индивидуальных задач, это всегда коллективное мышление. Далее уже определенный куратор в зависимости от его специализации и интересов предлагает художников, разговаривает с ними очень долго и делает все для того, чтобы их проект осуществился в полной мере, чтобы эта задумка была предъявлена зрителю, потому что никто лучше художника этот проект не сделает. Мне кажется, не стоит вмешиваться в то, что делает автор, нужно предоставить ему максимальную свободу. Задача куратора — создать условия для того, чтобы эта работа была выполнена, он — посредник между институцией и художником.

«ГЭС-2» открытие

Могли бы рассказать, как придумывалась концепция «ГЭС-2», что будут из себя представлять программы? Вы ведь очень давно в фонде V–A–C.

А.П.: Не так давно. В фонде я с 1 января 2018 года. Сразу после новогодних праздников меня взяли и кинули на амбразуру, когда мы делали лайв-программу «Генеральная репетиция» (кросс-дисциплинарный проект фонда V-A-C и ММОМА, который на пять месяцев занял три этажа Музея современного искусства на Петровке, 25 – прим. ред.) Определенный набор художников уже был, какой-то набор мне пришлось придумать самому, нужно было создать гигантское количество ивентов примерно за три месяца, потому что выставка уже была понятна, а лайв-программа стояла под вопросом. Параллельно с этим шли разговоры о том, что же делать с «ГЭС-2», мы очень долго думали над его ДНК и как вообще все будет. Прежде всего, «ГЭС-2» — это широкое культурное поле и городское пространство: просто идешь по улице и можешь даже не заметить, как зашел вовнутрь. Ты не платишь деньги за вход, не платишь даже за то, чтобы увидеть выставки, ты платишь деньги, только чтобы попасть на ивенты, поэтому просто заходишь на территорию и гуляешь. Мне кажется, «ГЭС-2» — очень важная площадка для объединения разных групп людей. То, на чем мы все время настаиваем, — это прежде всего диалог, инициированный в том числе культурой, потому что современная культура всегда людей на этот диалог провоцирует, провоцирует на мысль, вскрывает неожиданные общественные проблемы. Это, наверное, самое интересное, когда мы предлагаем разным сообществам поразмыслить над каким-то неожиданным вопросом, которым они, возможно, никогда не задавались. Им бы пришлось об этом подумать завтра, но всегда есть вероятность, что завтра будет уже поздно. «ГЭС-2» станет примерно такой площадкой. 

«ГЭС-2» выставки

Есть мнение, что у нас практически нет сообществ, это все миф и очень сложно работать с тем, чего нет. Можете как-то прокомментировать эту ситуацию, видите ли вы такую сложность?

А.П.: В любой стране более-менее сообществ нет, происходит атомизация, и они исчезают, если с ними не работать. Для изменения ситуации нужно, чтобы несколько сообществ вошли в диалог, и, естественно, «ГЭС-2» должен в этом помочь. Дом культуры «ГЭС-2» должен стать площадкой, на которой эти сообщества встречаются, сталкиваются, может быть, одно сообщество принимается другим, и для этого мы должны их соединить и посмотреть, что же будет. Такого рода эксперименты называются community-based practices — практики, основанные на построении сообществ, — то, на что мы будем делать упор. На самом деле «ГЭС-2» — это не только современное искусство, это очень во многом театр, музыка и так далее. Будет очень много единовременных, уникальных событий — что называется «непосредственный опыт». Я помню, в 2017 году, когда я еще был в Лондоне, огромное количество закупок Tate Modern приходилось на перформанс. Для того чтобы современный человек пришел в музей, нужно предложить ему не только то, что висит на стенах и что можно посмотреть в интернете (ведь все уже давно оцифровано), должно быть то, что называется непосредственным опытом. Перформанс сложно передать онлайн: ты можешь посмотреть видеозапись, но не сможешь получить вайб, который от этого всего исходит. В «ГЭС-2» вайб живых событий будет предлагаться зрителю и сообществам, они сами будут очень сильно вмешиваться в культурную политику, которую мы ведем: она довольно открыта, там даже есть слот для того, чтобы люди предлагали, то есть это такое пространство, в котором отчасти город решает, что там будет.

что будет в «ГЭС-2»

Чем вы сейчас конкретно занимаетесь, до открытия?

А.П.: Мы придумываем программу. У нас уже есть точный детальный план на пять сезонов по 4 месяца. Каждый сезон будет посвящен какой-то теме, и все работы, представленные в «ГЭС-2», будут так или иначе эту тему раскрывать. 

Как считаете, надо ли готовить аудиторию к тому, что будет происходить? 

А.П.: Это не наша задача — формировать аудиторию, наша задача — показать разным аудиториям, что они уже на самом деле готовы. На мой взгляд, риторика «вот такое искусство люди не поймут» неуместна. На моей практике, люди, как оказывалось, понимали гораздо больше, чем художники и кураторы, просто нужно дать им на это право. Очень важный процесс при этом — медиация. Не подготовить публику, а каким-то образом направить, ответить на вопросы, которые возникнут в это время. Я надеюсь, что наша медиация поможет самой широкой аудитории правильно воспринять те вещи, которые мы покажем.

Березовая роща «ГЭС-2»

Фонд всегда обращает внимание и работает с совсем молодыми людьми, дает им возможность высказаться. Как считаете, кто основная аудитория «ГЭС-2»? 

А.П.: У нас есть программы для людей третьего возраста, для молодежи, для детей. Мы стараемся, насколько можем, охватить совершенно различные возрастные группы.


Комментарии