fbpx

19 хорроров для эстетов и киноманов

Кинематограф последних десятилетий зачастую показывает нам эклектику на стыке жанров: философский подтекст можно встретить даже в супергеройских блокбастерах, а фильмы ужасов давно перестали базироваться на банальных скримерах и пугают не только страшными существами из загробных миров. Мы посмотрели самые необычные хоррор-фильмы — некоторые из них заставляют задуматься о насущных вопросах бытия, другие восхищают своей красотой.

фильм демон внутри

Демон внутри

«Демон внутри»

The Autopsy of Jane Doe, Великобритания, 2016

«Минималистичный, но очень эффектный хоррор, идущий по грани между психологизмом и натуралистичностью» — так охарактеризовал картину кинокритик Борис Хохлов. Фильм повествует о патологоанатомах, пытающихся определить причину смерти неопознанной женщины: ее тело остается внешне нетронутым, в то время как внутренние органы явно пострадали от страшных повреждений. Действие фильма разворачивается практически полностью в замкнутом пространстве, сюжетные повороты порой доводят зрителя до ужаса, а в конце обнаруживается совершенно неожиданная связь картины с американским фольклором.

«Ведьма»

The VVitch: A New-England Folktale, Канада, США, 2015

Визуальный шедевр, открывший большинству киноманов прекрасную юную актрису Аню Тейлор-Джой, рассказывает историю семьи, живущей уединенно в лесу после того, как ее глава был изгнан из общины за неуважение к церкви. Неторопливое повествование и колорит «страшной сказки» заставляет зрителя неустанно терзаться вопросами о том, реально ли происходящее и действительно ли главная героиня наделена ведьмовским даром, в котором ее обвиняют родители. Кстати, съемочная группа делала все, чтобы добиться атмосферы Новой Англии XVII века: например, все сцены снимались исключительно при естественном освещении, а костюмы были изготовлены с помощью материалов и технологий, использовавшихся в те времена.

«Солнцестояние»

Midsommar, США, Швеция, 2019

Завязка фильма отсылает к классике жанра ужасов — хоррору «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». Группа студентов отправляется в шведскую языческую общину, чтобы стать свидетелями и участниками празднования летнего солнцестояния. Некоторые из них на самом деле воспринимают эту поездку как акт эскапизма: главная героиня Дэни пытается отойти от самоубийства сестры и смерти родителей, а ее парень Кристиан хочет завершить отношения, но все еще не решается на разрыв из-за чувства долга. В результате под воздействием наркотиков молодые люди становятся свидетелями жутких вещей и сталкиваются с собственными демонами, порой не в силах отличить реальность от галлюцинаций. И реальность оказывается куда страшнее… «Солнцестояние» поражает своей глубиной проникновения в подсознательные страхи зрителя, высвобождая оттуда поначалу беспокойство, а затем и настоящий ужас. Кроме того, фильм просто красив: его деталями можно любоваться, как живописью.

«Другие»

The Others, Испания, США, Франция, Италия, 2001

Мистический хоррор Алехандро Аменабара по праву считается классикой фильмов с необычными концовками: если вы смотрите эту картину впервые в жизни, развязку вам точно не угадать. Стилистика «Других» одновременно напоминает о готических фильмах ужасов и классическом хичкоковском хорроре: даже Николь Кидман здесь выглядит как одна из плеяды «блондинок Хичкока». По сюжету, где-то в ветхом одиноко стоящем доме на Нормандских островах живет вдова Грейс со своими двумя детьми, не переносящими солнечного света. В один прекрасный день на пороге появляются странные гости, и жителей поместья начинают пугать странные явления, явно имеющие паранормальное происхождение.

«Суспирия»

Suspiria, Италия, США, 2018

Картина с Тильдой Суинтон, Дакотой Джонсон и Хлоей Грейс Морец в главных ролях вышла на экраны всего два года назад, и с тех пор ее упорно (и совершенно оправданно) нарекают одним из самых красивых хорроров. В фильме, премьера которого состоялась в рамках Венецианского кинофестиваля, удивительным образом сочетается мистическая история исчезновений учениц балетной школы, пугающий саспенс и метафизические, философские подтексты — например, пробуждение глубинного «я», злоупотребление властью, чувство национальной вины. Молодая американка переезжает в Берлин, чтобы начать обучение в культовой академии танца, но вскоре обнаруживает, что молодые танцовщицы здесь в буквальном смысле приносятся в жертву.

«Клетка»

The Cell, США, Германия, 2000

Фильм «Клетка», главную роль в котором исполнила поп-дива Дженнифер Лопес, балансирует на границе жанров: это и хоррор, и психологический триллер, и научная фантастика. Несмотря на то что картину с трудом можно назвать высоким кинематографом, ее эстетика, ювелирно выстроенная между киберпанком и мифологическими архетипами, и небанальный сценарий возвели «Клетку» в статус культового фильма нулевых. Главная героиня, врач-психиатр Кэтрин, использует передовые технологии, чтобы попасть в разум маньяка и расследовать его нераскрытые преступления, и оказывается в извращенной реальности, где все подчиняется больной фантазии ее пациента.

«Черные кошки в бамбуковых зарослях»

Yabu no naka no kuroneko, Япония, 1968

Если ваши представления о японских фильмах ужасов ограничиваются «Звонком» и «Проклятием», срочно добавьте эту картину в свой лист must-see. В этом фильме реальность словно становится отражением в кривом зеркале: так, благородные самураи после битвы превращаются в насильников и убийц, а их жертвы, добрые и любящие крестьянки, возвращаются с того света жестокими и мстительными духами. «Черные кошки» — это завораживающая страшная сказка в лучших традициях японской культуры: со сменой масок, родовыми проклятиями, призраками, местью, рисовыми полями и бамбуковыми зарослями.

«История двух сестер»

Janghwa, Hongryeon, Южная Корея, 2003

Южнокорейский психологический хоррор стоит посмотреть хотя бы потому, что средства выразительности, использованные режиссером, делают его совершенно не похожим на западное кино (хотя иногда проскальзывают параллели — неясно, случайные или намеренные, — с творчеством Дэвида Линча). Одним из главных героев камерной картины становится дом — ужасающая декорация болезненных семейных отношений и жутких событий. Две сестры возвращаются к отцу и мачехе после того, как одна из них долгое время пребывала в психиатрической лечебнице. По мере того как отношения девушек с мачехой накаляются, в доме начинают происходить жуткие события.

«Дом с прислугой»

Servant, США, 2019–…

Если уж пошла речь о Шьямалане, большой ошибкой будет не упомянуть его последнюю работу — мини-сериал «Дом с прислугой», созданный для корпорации Apple. Юная девушка Лиэнн устраивается работать няней в семью Тёрнеров, правда, задача ей предстоит необычная: заботиться о малыше-кукле, которой Дороти Тёрнер пытается заменить утрату, ведь их собственный сын умер спустя несколько месяцев после рождения. Но Лиэнн относится к задаче слишком серьезно, как будто ребенок на самом деле жив, и не отступается даже в те моменты, когда ее наниматели предлагают ей прекратить «игру».

«Приют»

El Orfanato, Испания, Мексика, 2007

Испано-мексиканский мистический триллер рассказывает историю девочки Лауры, которая провела свое детство в приюте. Взрослая Лаура приезжает к ныне заброшенному детскому дому, чтобы возродить его и создать интернат для детей с особыми потребностями. В это же время в окрестностях приюта ее собственный сын заводит воображаемого друга, «мальчика с мешком на голове», и однажды просто исчезает. Помимо того что фильм этот удивительно красив, в нем причудливо переплетаются призрачный и реальный миры: даже без существования «потустороннего» такая история вполне могла бы случиться на самом деле.

«Прочь»

Get Out, США, Япония, 2017

Дебютный фильм режиссера Джордана Пила наделал шуму среди киноманов: чего стоит хотя бы тот факт, что картина оказалась первым хоррором, номинированным на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» (к слову, золотая статуэтка у «Прочь» все-таки имеется — за лучший оригинальный сценарий). История следует за чернокожим фотографом Крисом и его белой девушкой Роуз: пара приезжает в семейное гнездо Роуз для «знакомства с родителями». Однако Крис быстро обнаруживает, что все чернокожие работники поместья — без вести пропавшие люди, которые при определенных обстоятельствах начинают вести себя очень странно.

«Багровый пик»

Crimson Peak, Канада, США, 2015

Все произведения Гильермо дель Торо отличает необычайная эстетика — чего стоят хотя бы прекрасный метафорический «Лабиринт Фавна» или викторианский хоррор «Багровый пик». Главные роли в последнем исполнили Том Хиддлстон, Джессика Честейн, Миа Васиковска и Чарли Ханнэм, что красоты фильму только добавило. Сэр Томас Шарп женится на юной сиротке Эдит Кушинг и привозит ее в свое имение — зловещий дом, стоящий на земле красного цвета. Он не знает о ее секрете — Эдит с детства способна видеть призраков и сама еще не понимает, что эта способность из пугающей способна стать для нее спасительной.

«О смерти, о любви»

Dellamorte Dellamore, Италия, Франция, Германия, 1994

В небольшом итальянском городке Буффалора живет Франческо Делламорте (Руперт Эверетт), сторож местного кладбища и, как он сообщает всем горожанам, импотент. «Постояльцы» его кладбища имеют странную особенность: проведя в могиле неделю, они начинают заново пробуждаться, и тогда на помощь приходит Делламорте, разносящий им головы и дарующий вечный покой теперь уже навсегда. Однажды он влюбляется в молодую вдову, а она внезапно отвечает ему взаимностью… Картина эта — настоящее произведение искусства: страшная, абсурдно смешная, красивая, многозначная, иронично повествующая о поиске любви и самого себя в этом глупом и грустном мире.

«мама!»

mother!, США, 2017

Философский хоррор Даррена Аронофски с Дженнифер Лоуренс, Хавьером Бардемом, Эдом Харрисом и Мишель Пфайффер в главных ролях, по мнению кинокритиков, «жуткая и странная лента, сводящая зрителя с ума». Главные герои этого фильма — Он и Она, поэт в творческом кризисе и его молодая супруга. Однажды в их дом приходят двое неизвестных людей, полагающих, что они сдают комнаты, и пара решает поселить их у себя. Этот фильм — аллегория, повествующая о боге, земле и населяющих ее людях. Он наполнен достаточно любопытными для мыслящего зрителя отсылками (в том числе на религиозную тему) и отличается прекрасной актерской игрой.

«Прикосновение»

Россия, 1992

Первый фильм ужасов, снятый в постсоветской России, — зрелище достаточно специфическое. Он был создан с помощью простейших средств выразительности и почти без использования спецэффектов, качество пленки оставляет желать лучшего, но смотреть его действительно страшно. Главный герой фильма — следователь Андрей Крутицкий, который расследует дело об убийстве и самоубийстве, совершенных молодой женщиной. Разговаривая с ее любовником, он узнает, что девушку якобы направлял призрак ее трагически погибшего отца. Чем дальше Крутицкий углубляется в дело, тем больше он начинает сомневаться в том, что призраки — всего лишь навязчивая фантазия.

«Темные воды»

Dark Waters, Россия, Великобритания, 1993

Дебютная лента итальянского режиссера Мариано Байно, снятая полностью на территории Украины (в создании картины также принимали участие украинские и российские актеры и продюсеры). В основе сюжета — рассказ Энди Барка, написанный по детским впечатлениям от посещения крошечной туманной деревеньки в Северном Йоркшире. Юная англичанка приезжает на уединенный остров, пытаясь постичь тайну своей семьи, но оказывается пленена странным монашеским культом, представительницы которого как будто живут в Средневековье: как оказывается, для этого культа богатый отец девушки жертвовал солидные суммы. Фильм «Темные воды» был снят без привлечения громких имен и внушительных бюджетов, но получился пугающим и чарующим.

фильм темные воды 1993

Дилогия «Сияние» и «Доктор Сон»

The Shining, США, Великобритания, 1980
Doctor Sleep, США, Великобритания, 2019

Эта подборка была бы неполной, не окажись в ней хотя бы одной экранизации книг короля ужасов Стивена Кинга. Правда, сам Кинг считает «Сияние» с Джеком Николсоном и Шелли Дюваль в главных ролях худшей из интерпретаций своих произведений, настолько видение Стэнли Кубрика разнилось с его собственным. Писатель Джек Торранс устраивается смотрителем в отель, отрезанный от цивилизации снежными завалами: его цель — в уединении написать новую пьесу. Он знает, что предыдущий смотритель сошел с ума и убил жену и своих детей, но не придает этому значения, хотя странности не заставляют себя долго ждать. Фильм «Доктор Сон», вышедший на экраны в прошлом году, — продолжение истории. На этот раз в центре сюжета — Дэнни Торранс, сын Джека, который пытается справиться не только с психологическими последствиями детской травмы, но и с призраками прошлого — в буквальном смысле этого слова. Картина получилась достойным продолжением культового «Сияния» и собрала отличный каст: в ней снялись Юэн Макгрегор, Ребекка Фергюсон и Джейкоб Трамбле.

«Носферату. Симфония ужаса»

Nosferatu — Eine Symphonie des Grauens, Германия, 1922

Нет другого столь же важного для жанра хоррор фильма, как «Носферату»: раз уж мы говорим о знаковых для киномана картинах, то эта к просмотру обязательна. Тем более что даже спустя почти столетие после съемок она до сих пор способна по-настоящему нагнать жути. Это переиначенная (из-за нерешенного в те годы вопроса авторских прав) история графа Дракулы: молодой клерк встречается с таинственным графом, живущим в карпатских лесах и мечтающим перебраться в крупный город. И по сей день многие мастера ужасов цитируют эту ленту и используют приемы, придуманные Фридрихом Мурнау для нагнетания атмосферы.

Фото: Kinopoisk.ru


Комментарии