fbpx

Возвращение из мертвых: великие бренды, закрытые и открытые вновь

Как известно, старый друг лучше новых двух. Дизайнеры обращаются к модной истории в поисках вдохновения, а инвесторы — в поисках прибыли. Так зачем строить бренд с нуля, если можно просто реанимировать старый.

бренд balenciaga

В середине XX века на модном небосводе появилось много гениальных модельеров. Они открывали собственные дома. Так случалось, что не все из них находили себе достойного преемника при жизни. Иногда после смерти маэстро дома закрывались и умирали вслед за основателем. На рубеже XX–XXI веков модные гиганты стали приобретать права на бренды, преданные забвению, у наследников, как Чичиков — мертвые души у помещиков. Покупатели приобретали не просто имя, а историю. Как правило, марки восстанавливают, опираясь на их архивы, исторические коллекции и прочие составляющие ДНК компаний. С помощью молодых талантов и финансов модные дома, существовавшие только на бумаге, превратились во влиятельных трендсеттеров. Такой вот fashion-сквоттинг.

Еще бывает, что компании умирают, не закрываясь официально. Обычно это случается с нишевыми брендами, поглощенными крупными корпорациями.

У каждого бренда — свой мотив воскрешения из мертвых. Истории некоторых напоминают комический рассказ, других — детектив, а третьих — мистический триллер. The Reminder собрал пять самых необычных историй реанимации в индустрии.

джинсы fiorucci

fiorucci.com

Fiorucci

Все началось с ярких пластиковых галош, сделанных Элио Фиоруччи в 1962 году. Такого никто не видел ни в Италии, ни в Европе! В 1967 году итальянец запускает бренд.

Фиоруччи сделал ставку на либеральные ценности и космополитизм, а еще — на китч и эпатаж. И не прогадал. На дворе начиналась эпоха хиппи. Его трехэтажный бутик в центре Милана на Виа Торино стал чем-то вроде КМ20 для современной Москвы. Только в 1960-х вместо Off-White и Jacquemus торговали аутентичными футболками из Индии, сумками из рисовых мешков, стеклянными бусами из Мексики и бразильскими монокини. Кроме того, там продавались книги, музыкальные инструменты, мебель. Даже для ресторана место нашлось.

Фиоруччи превратил джинсы в объект желания, настоящий фетиш для фэшиониста. Как-то на Ибице он увидел девушку, выходящую из воды в мокрых джинсах. Этот образ вдохновил его на создание скинни. Затем он усовершенствовал эту модель, заменив деним на эротичные латекс и винил.

бренд fiorucci

fiorucci.com

Fiorucci — история про гедонизм, наслаждение и провокацию. Бутик, открытый в 1970-х в Нью-Йорке, назвали дневным филиалом Studio 54.

К концу 1980-х интерес к Fiorucci стал угасать. Была необходима перезагрузка и свежая кровь. В 1990 году бренд приобрел японский джинсовый концерн Edwin.

Почти два десятилетия о марке ничего не было слышно, но в 2017 году у Fiorucci случилось второе рождение. Ее выкупила компания Janie Schaffer, основанная бывшим креативным директором Victoria’s Secret Джейни и ее супругом Стивеном.

Теперь футболки с логотипом (двумя барочными купидонами и собственно названием компании) снова стали появляться в концепт-сторах, а вещи начали носить инфлюенсеры и знаменитости, такие как Кендалл Дженнер и Джиджи Хадид.

футболка fiorucci
футболка с купидонами fiorucci
бренд fiorucci
1 / 3

Fiorucci.com

Fiorucci.com

Fiorucci.com

Schiaparelli

Многие знают Эльзу Скиапарелли как эпатажного дизайнера-сюрреалиста, подругу Сальвадора Дали. Ее прославило платье с омаром, созданное в 1936 году практически в шутку. Но именно его захотела приобрести главная it-girl начала XX века герцогиня Виндзорская — будущая супруга короля Великобритании Эдуарда VIII — буквально накануне свадьбы. Затем к Эльзе выстроилась очередь из богатых и знаменитых клиентов, мечтающих заполучить сумасбродные вещи от Скиапарелли.

Schiaparelli платье с омаром

schiaparelli.com

Немногие знают, что помимо экстравагантных шляп-котлет и украшений в виде деталей лица у Скиапарелли были и другие, более практичные и широко используемые находки. Модный дом, основанный в 1927 году, изначально специализировался на спортивной одежде и трикотаже. Эльза создавала высокотехнологичные ткани, имитирующие текстуру древесной коры, крепированной бумаги, плюша. Она первой решила не прятать молнии, а сделать их элементом декора, создала юбку-шорты для тенниса — прабабушку современных шорт. Успеху Скиапарелли завидовала даже Коко Шанель. Они были непримиримыми соперницами.

Именно Скиап, как ее называли друзья, выбрали представлять французскую моду на первой торговой выставке в СССР в 1935 году. Эльзе импонировал образ эмансипированной советской женщины. Но она была разочарована советским подходом к одежде. На выставке было множество вечерних платьев, а вот рабочие и повседневные модели отсутствовали. Тогда Эльза предложила капсульную коллекцию для будничных нужд простых женщин Страны Советов — пальто и платье. Увы, капсула так и не была запущена в производство. По мнению отечественных экспертов, карманы на моделях были слишком большими, а значит, привлекали бы внимание карманников в общественном транспорте.

schiaparelli платье

schiaparelli.com

В 1950-х модную гонку между Шанель и Скиапарелли за звание главного парижского кутюрье выиграл Кристиан Диор — благодаря «нью луку».

Эльза ушла по-английски. Вышла второй раз замуж, родила двоих дочерей и посвятила себя их воспитанию и мужу.

Перезапуск модного дома состоялся только через полвека. В 2007 году концерн Tod’s Group выкупил права на бренд у наследников. После приобретения владелец компании Диего Делла Валле объявил, что кутюрное направление станет приоритетным. О бренде снова забыли до 2012 года. Тогда Schiaparelli представил первую коллекцию-оммаж, разработанную Кристианом Лакруа.

В 2019 году креативным директором был назначен Дэниел Роузберри. До этого он помогал Тому Брауну в работе над мужскими и женскими коллекциями.

После прихода Роузберри вещи Schiaparelli все чаще стали мелькать в модных съемках. Дизайнер умело сочетает архивные мотивы и хайповые темы.

бренд schiaparelli
schiaparelli сейчас
что с брендом schiaparelli
1 / 3

Schiaparelli.com

Schiaparelli.com

Schiaparelli.com

Patou

В 2018 году слухи о том, что люксовый концерн LVMH приобретет легендарный парижский модный дом Jean Patou, созданный в 1912 году, подтвердились. После 30 лет перерыва бренд вернулся в модные ряды, сократив название до Patou. Возрождением дома занимался дизайнер Гийом Анри. До этого он руководил творческими коллективами Carven и Nina Ricci.

бренд Patou

patou.com

Чем же знаменит этот дом? И почему он был забыт? Жан Пату был популярен в 1920–1930-х. Его специализацией была спортивная одежда: теннис, верховая езда — для любого спорта он мог придумать практичный и элегантный крой. Жан Пату фактически создал спорт-шик.

Его лаконичные образы были вдохновлены строгой красотой кубистических форм и ар-деко. Кутюрье не боялся идти против течения. Он отрезал рукава у платьев, удлинял юбки, обкромсанные флэппершами. Так был придуман иконический силуэт 1930-х. Его поклонницами были известные актрисы Мэри Пикфорд, Констанс Беннетт, Луиза Брукс, а также аристократки.

бренд patou
одежда patou
сумки patou
1 / 3

Patou.com

Patou.com

Patou.com

Fila

Сейчас кроссовки Fila то и дело мелькают в соцсетях инфлюенсеров. Они стали актуальными вместе с трендом на стиль 1990-х, ведь именно на это время пришелся расцвет марки.

Fila — модный долгожитель. Компанию открыли итальянцы, братья Фила в 1911 году. Тогда они производили нижнее белье и спецодежду для скалолазов.

бренд fila

Fila.com

Впервые в контексте моды о бренде заговорили только в 1970-х. В 1973 году компания начала сотрудничество с юным шведским теннисистом Бьорном Боргом. Он был похож на скандинавского бога и ему было всего 17. Затем подтянулись и другие звезды тенниса: Борис Беккер, Дженнифер Каприати и Ким Клейстерс.

Бьорн Борг fila

Fila.com

В конце 1980-х Fila снова сделала крутой маркетинговый ход. В 1986 году бренд экипировал известного альпинист Райнхольда Месснера. Он покорил Эверест без кислородного баллона.

В 1990-х бренд стал работать с футболистами, бейсболистами. Выпустил именные модели для звезд баскетбола Джерри Стэкхауза и Гранта Хилла. Последние были любимыми у Тупака Шакура.
В нулевых компания взяла курс на люкс. Но эксперимент провалился. Не спасла даже коллаборация с конюшней «Феррари» для «Формулы-1» и гонщиком Михаэлем Шумахером.

fila старые модели

Fila.com

А дальше начинается рокировка в стиле комедии положений или фильмов Гая Ричи. В 2003 году эту итальянскую марку приобрел концерн Cerberus Capital Management. Автономным остался только один южнокорейский филиал. Он-то и выкупил в 2007 году бренд Fila, а заодно все дочерние подразделения. Так Fila превратилась из захудалой итальянской марки в крупнейшего производителя спортивной одежды в Южной Корее.

А дальше вы и так знаете. В 2010-х вернулся тренд на уродливую обувь, а вместе с ним в гардеробах селебов опять оказались кроссовки Disruptor.

кроссовки Disruptor fila
кроссовки Mindblower fila
1 / 2

Модель Disruptor, Fila.ru

Модель Mindblower, Rendez-vois.ru

Balenciaga

Гений Кристобаля Баленсиаги сложно переоценить. Он начал шить в 11 лет, помогал матери в ее ателье. В 12 лет одна из клиенток заведения маркиза де Каса Торрес отправила юношу из испанской провинции в Мадрид на обучение.

В 1919 году, когда Кристобалю было всего 22 года, он открывает в родном городе Сан-Себастьян модный дом — C. Balenciaga. Затем несколько раз меняет его название: Balenciaga y Compañía, Cristóbal Balenciaga. Открывает филиалы в Мадриде и Барселоне. Из-за гражданской войны в Испании модельер был вынужден уехать в 1936 году. И уже в 1937-м он открыл студию в Париже на авеню Георга V.

Там он создал свои шедевры: пальто-кокон, полуоблегающий костюм и короткое трапециевидное платье, ставшее прообразом силуэта baby doll. Баленсиага создавал форму для стюардесс и придумал материал «шелковый газар».

платье трапеция balenciaga

Balenciaga.com

В 1968 году Кристобаль Баленсиага решил уйти на покой и закрыл бренд. Спустя четыре года, в 1972-м, он скончался.

В 1986 году Balenciaga снова появляется в модных сводках благодаря Jacques Bogart. Компания открыла новую линию ready-to-wear Le Dix и пригласила возглавить дом дизайнера Мишеля Гома.

В 1992 году бренд взял курс на высокую моду. Гома сменил Джозеф Тимистер. В этом же году марка разработала дизайн спортивной формы олимпийской сборной Франции.

В 1997 году креативным директором дома назначили Николя Гескьера, работавшего до этого под руководством Тимистера.

николя гескрьер balenciaga
коллекция николя гескьера
дизайнер николя гескьер
1 / 3

Коллекция Николя Гескьера

Коллекция Николя Гескьера

Коллекция Николя Гескьера

В 2001 году бренд выкупает Gucci Group. Отношения Николя с новым руководством складывались непросто. Его коллекции не приносили прибыли. Гескьеру поставили ультиматум: если до 2007 года ситуация не изменится, компания будет вынуждена распрощаться с ним. Николя выдержал испытание и с блеском продержался до 2012 года.

Затем его сменил Александр Вонг, но всего на три года. Уже в 2015-м место креативного директора бренда занял грузинский дизайнер Демна Гвасалия, создатель Vetements.

александр вонг balenciaga

Александр Вонг

Можно много рассуждать об эпатаже Гвасалии. Но за его эксперименты голосуют рублем. Поэтому пока Balenciaga остается одной из самых востребованных и желанных марок.

демна гвасалия balenciaga

Демна Гвасалия


Комментарии