Марина Александрова: «Хочется, чтобы наша индустрия стала наглее»
Последний раз, когда мы с вами беседовали, у вас на голове была трехкилограммовая корона — интервью делали во время съемок сериала «Екатерина». Вы говорили, что посмотрите сериал Hulu «Великая». Удалось? Что вы думаете об императрице в исполнении вашей заокеанской коллеги Эль Фаннинг?
Мне интересны всегда те сериалы, о которых говорят. Я всегда пытаюсь посмотреть первый эпизод. С «Ходом королевы» у меня возникло желание продолжать, с «Великой» такого не произошло.
Многие говорят, что это лубочная фантазия на тему России и Екатерины. С тем же успехом я могла бы фантазировать на тему жизни ковбоев на Диком Западе. Возможно, я слишком погружена в контекст. Но сама Эль Фаннинг невероятная! Меня больше всего подкупила творческая наглость в проекте. Это то, чего не хватает российским каналам. Хочется, чтобы наша индустрия стала наглее.
Творческой наглости много на онлайн-платформах. Как вам такой опыт?
Мне понравилось. Там гораздо больше свободы.
Что привело к проекту «Окаянные дни»?
Я готова появиться в любом проекте Семена Слепакова после нашей работы в «Домашнем аресте», не читая сценария, как здесь и получилось. К тому же я впервые работала со своим мужем (Андрей Болтенко выступил режиссером и продюсером. — Прим. ред.).
Сейчас все переходят в онлайн. Как думаете, что произойдет с кинотеатрами после пандемии?
Мне кажется, что кинотеатры умрут. Это может быть ужасно, смерть целой индустрии. Честно говоря, мне от этого очень горько. Даже когда вернется все на круги своя, надеюсь, кинотеатры еще будут работать.
А театры?
Думаю, да. Им, конечно, тоже очень сложно. Особенно тем артистам, которые работают только в театре, ведь зарплата актера зависит от сыгранных спектаклей и количества зрителей, а их сейчас отменяют и переносят. Из-за того, что сейчас в зал пускают только 25% зрителей, лишают возможности заработка. Зато в театр ходят только те, кому действительно требуется культурная подпитка. Это чувствуется как на сцене, так и в зале. Когда что-то теряешь, например возможность прикоснуться к искусству, начинаешь это больше ценить. Пандемия обострила чувства многих, но театралов особенно. Мне любопытно проживать этот период. Интересно, как все потом сложится.
Давайте перейдем к «Психу». Многие говорят, что проект не для всех, как и психотерапия, модное увлечение для богатых… Вы с этим согласны? Или это необходимая гигиена ума?
Если исходить из русской культуры, то поход к психологу — это причуда. В Европе и Америке — необходимость. В России принято все выкладывать друзьям, на Западе себе такое позволить не могут.
Хотите сказать, что у нас только обеспеченные люди ходят к психотерапевтам?
Ходят. В определенном кругу есть люди, у которых свои скелеты в шкафу, они обращаются к специалистам. Особенно те, кто не может рассказать все друзьям, если знают, что просочившаяся информация может дорого им обойтись. Но в целом, мне кажется, мода на психоаналитиков в России не прижилась.
А вы?
Однажды была. Кстати, она принимает на Патриарших, как и герой Константина Богомолова в «Психе». Я пошла потому, что мне сказали, что это очень важно для актерской профессии, и в пример привели Голливуд, где у каждой звезды есть свой психолог. Я решила, что это необходимость, что так я получу профессиональное развитие. Мы мило поболтали о родителях, муже и детях. Потом я еще дважды к ней пришла. На третий она мне сказала: «Марина, вы самый здоровый клиент из всех, что у меня были. Я вам совсем не нужна».
Вам повезло, попался честный специалист.
Когда рассказываю друзьям, они удивляются, говорят, что еще никогда не встречали таких людей. Как мне объяснил психолог, пирамида ценностей, заложенная моими родителями мне в детстве, очень правильная. Родители не давили, а помогали развиваться. Они дали мне возможность быть такой, какой меня задумал Бог. Это из цитаты Цветаевой: «Любить — это видеть человека таким, каким его создал Бог и не осуществили родители». Так что воспитывали меня любовью.
А вы растите детей по тем же принципам?
Я стараюсь, но сейчас ритм жизни другой, мне не всегда удается уделять время детям в этой гонке. Время нас изменило, поэтому по-другому воспитываю детей. Я им закладываю те же ценности. Для меня счастливый человек важнее, чем успешный. Если нам с мужем удастся воспитать счастливых детей, мы будем очень рады.
И как человек со здоровой психикой оказался в таком проекте, как «Псих»? Что вам в нем понравилось?
Здорово, что в этом сериале герои вызывают противоречивые чувства. Мы их и любим, и ненавидим одновременно. Мне нравится визуальный ряд. Это взгляд Федора Бондарчука на Москву. Она мне очень импонирует. Она у него получилась конкурентоспособная Европе — по ней хочется гулять. Город является действующим персонажем. Круто, что есть такое видение.
Как вам сценарий Паулины Андреевой?
Мне часто предлагают роль жены олигарха, но я часто от них отказываюсь, потому что они выписаны шаблонно, а здесь объемно. Я люблю свою героиню. Саша прописана филигранно, так что я не поменяла ни одного слова, что для меня редкость. Я наслаждалась невероятно, потому что я такого еще не играла! Мне хотелось себя удивить, что я могу быть еще и такой.
Какой? Она ведь озлоблена на жизнь…
Она уколота этой жизнью. Человек ведь не просто так становится озлобленным…
Разумеется, я ее очень понимаю, ей приходится жить с человеком, который ее не любит и не может полюбить, ведь он гей.
Когда она за него выходила, не знала об этом. Главная ее проблема — она не реализована в интимной жизни, поэтому и озлоблена. Но при этом пытается держать лицо даже на сессиях у специалиста.
Когда она узнает об этом, почему не разводится с ним?
У многих женщин есть обязательства и обстоятельства, с которыми приходится мириться. К тому же для Саши не важны чувства. Она живет головой. Прикинула и поняла, что не хочет жить, как ее разведенная подруга Вера (Елена Лядова — Прим. ред.).
Она сумела сама с собой договориться. Она себе так объясняет отсутствие физической близости: разные пары живут по-разному.
Она его любит?
Нет, наверное.
Но пытается с ним дружить.
В любой ее попытке — провокация. В этом ее игра. Если она выведет его на чистую воду, то сможет вести себя более свободно и удовлетворить свои желания.
Как вы думаете, проект «Псих» может помочь людям?
Когда ты видишь несвободных людей, ты еще больше хочешь свободы в своей жизни. Когда видишь плохие примеры, тебе хочется чего-то хорошего.
Вы внутренне свободный человек?
Я стараюсь им быть.
И что это для вас значит?
Быть честной с самой собой и окружающими.
Что делать с чувством стыда, когда не получается?
Человек так устроен, что он начинает сам себя оправдывать. Мне интересно наблюдать за тем, как работает этот механизм. Когда человек идет на компромисс со своей совестью, получая деньги, власть, успех. Но делает ли это его счастливым? Не знаю. Темной ночью они признаются себе в том, что они делают что-то аморальное. По крайней мере хочется в это верить. Но утром продолжают делать.
Давайте поговорим о счастье. Когда Кира в исполнении Розы Хайруллиной в сериале «Псих» поздравляет сына с днем рождения, она желает ему постоянного сомнения в себе, поскольку считает, что гармония и комфорт ничего не дают, а вот страдания облагораживают душу. Что вы думаете о таком подходе?
Я выбираю счастье. Но раньше в актерской среде была популярна другая точка зрения. Знаю много артистов, которые любят страдать, чтобы более остро чувствовать. Лично я никогда не умела страдать. Это просто не мой путь.
А что такое счастье? Это короткий миг? Раз и случилось?
Успех — это миг, а счастье — это процесс.
Скоро Новый год, как будете праздновать, откроете екатерининское шампанское, которое вы обычно дарите на съемках участникам сериала «Екатерина»?
Надеюсь, что в своем доме, который мы уже полтора года строим, осталось до конца декабря закончить с интерьером. По крайней мере, хрустальные бокалы уже купили!