Чему нас научил год пандемии — шесть тезисов нового мира
Привет, XXI век!
В конце декабря 2020 года на одной научной конференции антропологов и психиатров прозвучала мысль, что в каждом столетии была отправная точка, которая определяла все его содержание. В XX веке по-настоящему новый век начался с Первой мировой войной, которая расколола мир на несколько неравных частей, чтобы дать ему потом возможность собраться заново. Она и определила основные векторы: война, прогресс и передел собственности. Логично, что весь прошлый век люди делили территорию, продвинулись в науках и экспериментировали с формами войн — от гуманитарных до экономических и информационных.
По мнению ученых с той декабрьской конференции, стартом XXI века стал коронавирус, точнее, все, что он принес: самоизоляцию, обживание цифрового пространства, необходимость делиться и думать о ближнем своем. Хорошие новости: если взять это за точку отсчета, то новое столетие станет веком не технического (спасибо, достаточно!), а гуманитарного прогресса.
Если центральным событием начала XX века был сюжет, то в нынешнем веке в центре — человек. Мы и так уже живем в центре инноваций в социогуманитарной сфере. Как мы будем делить между собой диджитал, репрессивная или прогрессивная «новая этика», фундаментальный пересмотр отношений между мужчиной и женщиной и чувственной сферы, и — сюрприз, сюрприз! — ренессанс религии и появления новых культов вне религиозных традиций.
Ну а с текучкой вполне справится искусственный интеллект. Мы, может, его как раз для этого и придумали.
Разрешенная бедность. Новое отношение к деньгам
Все, что нас не убивает, делает нас не только сильнее, но и беднее. Високосный 2020-й оказался настоящим «ветром перемен», который смел с рынка целые индустрии. Хотя нет, рестораторы были готовы быстро адаптироваться и стать курьерами (самая востребованная профессия нашего времени!). Поэтому пока одни пилили спойлеры произведений мировой живописи, изнывая от рабочего простоя, другие перешли на почти круглосуточный режим работы.
Работай работу, пока она есть, — и день смешался с ночью. Но и популярный тезис о том, что «слезь с дивана — найди работу» тоже стал неактуальным: на улицу нельзя, в интернете — толпы безработных. Несладко пришлось и тем, кто жил на сдачу жилья: арендаторы, потеряв источник дохода, массово стали самоизолироваться в более бюджетных условиях.
Зато в нашем мире «достигаторов» бедность наконец перестала быть стигмой. Да, денег нет, когда изменится — неизвестно, заработать «прямо сейчас» невозможно. И как следствие — стихийный флешмоб сетевой благотворительности, когда одни просто кидали деньги другим — «на гречку», корма животным, коммуналку и интернет. Социальный фандрайзинг как часть share-экономики.
Наш дом — наша крепость
Семейные ценности и дом пережили настоящий ренессанс. Во-первых, родители наконец поняли, что педагог — это такая отдельная профессия, на которую люди специально учатся. Офисные карьеристки поняли отчаянных домохозяек.
Во-вторых, многие осознали, что им не подходит работа или что они интроверты, короче, работать на удаленке оказалось приятнее, чем в офисе (и продуктивнее). А многие поняли, что работа — ок, а вот брачный партнер — не очень. Короче, дом — это наше все, место силы и спасения. Популярный тезис «мне наплевать, я прихожу домой только ночевать» сменился на «дом — это место, где я живу».
В общем, стоило всем событиям мира превратиться в одну неподвижную точку на линии горизонта, выяснилось, что люди — все еще люди. И это, согласитесь, хорошо!
Женщины — сила
Самоизоляция убрала географическую привязку к офису, и женщины в онлайн максимально продемонстрировали эмпатию, разговорчивость, отзывчивость, умение заботиться – то, что нужно едва ли не в большинстве стартапов. А мужчины в массе своей стали программистами и дизайнерами.
Наконец-то хоть на короткий момент наступило то самое гендерное равенство, которое показало, что все же эмоциональный интеллект победит любой патриархат, догмы, косность и самодурство.
Ценность общественного здоровья
Пандемии стоит сказать спасибо за осознание ценности общественного здоровья. Мы привыкли думать, что в этих вопросах каждый сам за себя, и морщиться, когда кто-то жалуется на простуду. Привычно хвастаться тем, что участвовал в рабочих авралах с температурой 39 — и ничего, выжил, ай, какой молодец!
Однако когда выяснилось, что один человек способен усадить на двухнедельный карантин весь офис только за счет одного своего присутствия, оказалось, что здоровье имеет не только личную ценность, но и общественную. COVID стал вторым по популярности вирусом после стигматизированного ВИЧ. Однако ковид стал примером, что заболеть можно и «просто так» — даже без физического контакта.
Коллективизм в Сети — одиночество в жизни
Все врут, а в интернете — так особенно. Но COVID стал отличным тестом на честность. Самоизоляция довольно четко показала, сколько у нас на самом деле одиноких людей. Если раньше считалось, что одиночество — это когда некому забрать твое тело из морга, то сейчас этот афоризм можно перефразировать: одиночество — это когда никто не вызывает тебе на дом МЧС и участкового с целью проверить, жив ли ты вообще.
Информационное изобилие
Когда нас заперли дома, из всех коммуникационных каналов полилось информационное изобилие. Вспоминаются 90-е и первые вещевые рынки, когда страна, где люди стояли в очереди за едой, внезапно получила все и сразу, причем в стадионном масштабе. Примерно то же самое происходит сейчас в интернете в плане контента — слишком много всего. Но если на вещевом рынке за кусок материи мы платили тоже материей (деньгами), то сейчас за информацию мы отдаем наше внимание, веру и часть оперативной памяти, то есть доступ к нашему сознанию.
Последствия этой волны бесплатного контента мы будем разгребать еще очень долго. Как перестать читать junky news и начать потреблять только полезную информацию? Вызов XXI века. Против нас играют все маркетологи мира. Будем бдительны.
Фото: Unsplash.com