fbpx

Самые эстетские клипы 2010-х и история их создания

Прошлое десятилетие активно расширяло жанровые рамки музыкальных видео: они перестали быть просто промоматериалом к новым альбомам и концертным турам музыканта и превратились в высказывания, заявления, протесты и произведения искусства. В этой подборке мы собрали главные, которые хочется пересматривать снова и снова.

лучшие клипы 2010 годов

Lykke Li — I Follow Rivers (2010)

Одна из самых узнаваемых мелодий 2010-х годов, песня в исполнении шведской певицы Люкке Ли, прославилась сразу в двух версиях — и двумя видеорядами. Оригинальное музыкальное видео было снято на острове Готланд шведским телережиссером египетского происхождения Тариком Салехом, который позже войдет в команду постановщиков сериала «Мир Дикого Запада». В этом клипе сама Ли, одетая в черное платье и вуаль, преследует мужчину в заснеженном лесу. Однако гораздо популярнее этого клипа стало любительское неофициальное музыкальное видео на ремикс композиции, выполненный бельгийским диджеем The Magician: в нем использована нарезка кадров из нашумевшей картины 2013 года «Жизнь Адель».

Kanye West — Runaway (2010)

Кажется, именно 2010-е можно назвать эпохой, определившей роль современного хип-хопа: он вышел далеко за рамки как лирики для определенных слоев общества, так и guilty pleasure интеллектуалов, продемонстрировав, что больше не желает оставаться в списке «низких» жанров. Канье Уэст был одним из первых музыкантов, превративших хип-хоп в настоящее искусство. Так, в 2010 году ему хватило смелости выпустить в качестве музыкального видео настоящий получасовой короткометражный фильм, задав тенденцию на смешение рэпа и перформанса. И если раньше рэп ассоциировался у зрителя с полуголыми моделями, ягодицами крупным планом, золотыми цепями и дорогими тачками, то в Runaway сам Канье играет на фортепиано в белом смокинге, а в центре сюжета — загадочная девушка-пришелец, покрытая перьями (явная отсылка к птице феникс). По признанию Уэста, вдохновение он черпал в фильмах Стэнли Кубрика.

Arcade Fire — Suburbs (2010)

Клип на заглавный трек нового альбома Arcade Fire был снят режиссером Спайком Джонзом, известным благодаря фильмам «Быть Джоном Малковичем», «Адаптация» и «Она». Видео, созданное в Остине, штат Техас, повествует о группе подростков из пригорода (участники группы Сара Нойфельд и Уильям Батлер исполнили эпизодические роли полицейских). Само музыкальное видео представляет собой моменты из короткометражной картины Джонза «Сцены из пригорода», премьера которого состоялась в 2011 году на Берлинском кинофестивале. Эта картина была описана критиками как «научно-фантастическая головоломка, в которой параноидальные идеи фильмов Терри Гиллиама сочетаются с ностальгией по классическим произведениям Стивена Спилберга».

Lady Gaga — Judas (2011)

Согласитесь, непросто представить, что такой клип может быть выпущен в России без цензуры, ведь он, по сути, является вольной фантазией на тему Нового Завета. Сама Леди Гага предстает в образе Марии Магдалины, которая разрывается между двумя мужчинами — Иисусом и Иудой (роль последнего, кстати, досталась Норману Ридусу, известному по дилогии «Святые из Бундока» и сериалу «Ходячие мертвецы»). Иисус и его апостолы при этом представлены в виде банды байкеров. Католическая церковь резко осудила выход этого клипа: ее представители посоветовали Леди Гаге поискать более разумные и уместные способы добиться славы.

Lana Del Rey — National Anthem (2012)

Еще одно покушение на устои (правда, чуть более современные) было совершено Ланой Дель Рей: в своем видео она интерпретировала историю Джона и Жаклин Кеннеди. В самом начале видео Лана выступает в роли Мэрилин Монро, исполняя песню Happy Birthday, Mr. President. Затем она появляется уже в образе Джеки, причем роль президента Кеннеди была отдана чернокожему рэперу ASAP Rocky. Занятно, что при этом общественность (в том числе американская) приняла выход клипа с восторгом.

M.I.A. — Bad Girls (2012)

Бунтарка M.I.A. в 2012 году представила свой клип, снятый на просторах Марокко и эксплуатирующий все негативные стереотипы об арабском мире: мужчины, увешанные золотыми цепями, танцуют в пустыне с автоматами, а затем лихо управляют белоснежными джипами, в то время как окружают их женщины, покрытые черными одеждами с головы до пят. Притом что многих марокканцев обидела подобная презентация, на самом деле в клипе Майи содержится социальное высказывание в поддержку движения Women To Drive, требовавшего разрешения женщинам водить машину в Саудовской Аравии (до 2018 года она оставалась единственной страной в мире, где женщины не имели права садиться за руль).

Sigur Rós — Ekki múkk (2012)

Исландская пост-рок-группа выпускает десятиминутный «загадочный фильм-эксперимент» с участием Эйдана Гиллена — актера, который известен по роли Петира Бейлиша в сериале «Игра престолов», находившегося на тот момент на пике популярности. Его персонаж теряется в сельской местности, наблюдает за природой и знакомится с умирающим лисом. Трогательное и медитативное видео, прошедшее мимо массового зрителя, но высоко оцененное поклонниками жанра.

Sia — Chandelier (2014) и Elastic Heart (2015)

В 2013 году в радиоэфир врывается Сия — певица обретает бешеную популярность благодаря композиции Elastic Heart и закрепляет ее, выпустив песню Chandelier. Клип на песню Chandelier появляется первым: его главной героиней становится юная танцовщица Мэдди Зиглер, которой на тот момент было всего 11 лет. С тех пор девочка становится неизменной спутницей певицы. При этом тема песни (и клипа) оказалась совсем не детской: она повествует о глубокой алкогольной зависимости.
Еще один знаковый дуэт Сии и Мэдди Зиглер был выпущен годом позже. Вторая главная роль в видео была отдана известному арт-провокатору актеру Шайе ЛаБафу. Шайя и Мэдди исполнили танец в клетке, изображая две противоборствующие стороны самой исполнительницы, что кажется референсом к биполярному расстройству.

David Bowie — Lazarus (2016)

7 января 2016 года, за три дня до смерти, легендарный Дэвид Боуи выпускает клип-самоэпитафию. В видео он предстает в двух образах — как «нынешний» Боуи, лежащий на смертном одре, и как «вечный» Боуи, возвращающийся в мистический мир, откуда он явился на Землю. Клип полон мистических отсылок, порожденных интересом музыканта к каббале. В роли режиссера выступил Юхан Ренк, ранее работавший вместе с Дэвидом над клипом Blackstar. Также Ренк известен как клипмейкер, сотрудничавший с Мадонной, Робби Уильямсом и The Knife, и как режиссер, снявший эпизоды таких сериалов, как «Ходячие мертвецы», «Во все тяжкие» и «Чернобыль».

Pharaon — «Дико, например» (2017)

2010-е вывели на новый уровень не только англоязычный хип-хоп, русский рэп тоже в каком-то смысле вышел из подполья. Во многом его «декриминализации» способствовали публичные рэп-баттлы, а также молодое поколение исполнителей, которое показало, что речитатив создан не только для пошлых пассажей о жарких крошках, но и для сатиры, саморефлексии и деструктивных измышлений. Мы решили вспомнить клип Фараона «Дико, например», снятый анонимным режиссером Visnu из группировки Dead Dynasty совместно со студией Backyard. В этом видео намеренно смешаны две противоположности: грубый, провокативный текст о сексе и наркотиках и видеоряд в стиле рококо.

Kendrick Lamar — Humble (2017)

Кажется, Кендрика Ламара сегодня знают по его видеопродакшену не в меньшей степени, чем по его музыке. Видео на композицию Humble было снято Дэйвом Мейерсом и The Little Homies (под этим псевдонимом скрываются режиссер Дэйв Фри и сам Ламар). В клипе, получившем звание «Видео года» на церемонии вручения наград MTV Video Music Awards 2017, исполнитель иронично обыгрывает поп-культурные символы разных времен: от облачения в костюм Папы Римского и воспроизведения картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи до пародии на современные рекламные ролики.

The Carters — Apeshit (2018)

Совместный проект супругов Jay-Z и Бейонсе The Carters в 2018 году выпустил свой первый альбом под романтическим названием Everything Is Love. Название одной из самых узнаваемых песен этой пластинки уже далеко не столь романтично: Apeshit переводится как «обезьянье дерьмо». Шестиминутное видео показывает ночную прогулку пары по закрытому для посетителей Лувру: музыканты появляются в кадре с Венерой Милосской, Джокондой, Никой Самофракийской и ключевыми для истории искусств произведениями, как бы приравнивая себя к классике.

Childish Gambino — This Is America (2018)

Клип Дональда Гловера, известного под псевдонимом Childish Gambino, назвали высказыванием слишком смелым даже для чернокожего рэпера. Режиссером видео выступил японец Хиро Мурай, причем сама композиция впоследствии получила премию Grammy как «Песня года», а клип набрал 12,9 млн просмотров за первые сутки после выхода. Песня и само видео затрагивают проблему насилия с применением огнестрельного оружия в Штатах, частые массовые расстрелы в общественных местах, расизм и дискриминацию в социуме. По словам режиссера, вдохновение при создании видео This Is America он черпал в фильмах «мама!» Даррена Аронофски и «Город Бога» Фернанду Мейреллиша и Кати Лунд. В ролике насилие противопоставляется танцу, причем Гловер и хореограф Шерри Сильвер брали за основу движения танца гвара-гвара, возникшего на волне развития электронной музыки в Южной Африке.

The Hu — Wolf Totem (2018)

Еще одна характерная черта 2010-х — это вирусность. После того как телевидение было окончательно вытеснено интернетом, известность смогли обрести и камерные, «нишевые» коллективы, которым раньше популярность и не снилась. Так случилось, например, с монгольской метал-группой The Hu, великолепно смешивающей тяжелый рок с традиционным горловым пением. Видео Wolf Totem стало настоящей сенсацией на YouTube, хотя сами музыканты совсем не были готовы к такой славе. В особенности западного зрителя привлекла экзотика кочевой культуры, которая удивительно резонировала с идеологией поклонников хеви-метала. Последние два года The Hu успешно гастролировали по Европе, причем умудрялись собирать полные залы даже несмотря на специфическое звучание своей музыки.

SebastiAn — Thirst (2019)

Французский режиссер Гаспар Ноэ, получивший известность благодаря фильмам «Необратимость», «Вход в пустоту» и «Любовь», всегда отличался клиповостью подачи, яркостью неоновых цветов, эротизмом и натуралистическими жестокими сценами. Клип музыканта-электронщика Себастьена Акшоте-Божовича вполне соответствует этой стилистике: в центре сюжета — безбашенная пьяная драка. Такой «Экстаз» в миниатюре.

Фото: Youtube.com


Комментарии