fbpx

Семь выставок 2019 года, которые нельзя пропустить

От Фрэнсиса Бэкона и Эдварда Мунка до Марии Абрамович и Йоко Оно — собрали семь главных московских выставок года, с середины февраля до начала декабря. Сохраняйте в закладки, чтобы ничего не пропустить, и покупайте билеты заранее онлайн — в Третьяковке и Пушкинском почти наверняка будут очереди.

Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович

Еврейский музей и центр толерантности, 14 февраля — 14 апреля

Первая большая выставка года — интерактивная «Игра с шедеврами». Казимир Малевич и Фрэнсис Бэкон, Рой Лихтенштейн и Виктор Пивоваров, Наталья Гончарова и Марина Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельм Кифер и Нико Пиросмани — организаторы собрали главных представителей модернизма и современного искусства (от кубизма и видео-арта), чтобы рассказать о его универсальности. О том, что современное искусство – это не страшно, не сложно и точно не скучно. На выставке будет интересно и взрослым, которые думают, что не понимают работы современных художников, и детям, которые думают, что это все вообще не для них. Чтобы позволить эмоциональному преобладать над рациональным, придется залезть на лестницу, пригнуться, съехать с горки или заглянуть в шкаф — словом, посмотреть на искусство вне рамок концепций и школ.

Павел Пепперштейн. Человек как рамка для ландшафта

Музей современного искусства «Гараж», 28 февраля — 2 июня

Персональная выставка на 80 картин — иллюстрация наиболее заметных мифов, созданных одним из самых затейливых и ироничных современных московских художников. Пепперштейн (кстати, сын концептуалиста Виктора Пивоварова, чья выставка до конца января идет в МАММ) изобретает новые страны и государства с персональными гимнами, гербами и прочей атрибутикой, предсказывает будущее мира, конструирует религии, культы и верования и придумывает альтернативные реальности. Живописные работы художника дополнят всевозможными материалами из архива Пепперштейна и архива музея «Гараж».

Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа

ГМИИ им. А.С. Пушкина, 4 марта — 20 мая

Выставку «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» — 60 работ представителей так называемой Лондонской школы — привезут из галереи Тейт. Школа сформировалась в 1950-е годы, когда в моде было абстрактное искусство. Вместо того чтобы идти за современниками, ее последователи — Франк Ауэрбах, Дэвид Бомберг, Фрэнсис Бэкон, Рональд Китай, Леон Коссоф, Майкл Эндрюс и внук основателя психоанализа Люсьен Фрейд — отказались от абстракции и обратили внимание на человеческое тело. Они развивали традиции фигуративной живописи, но писали так, как никто до них — откровенно и жестко. Зачастую это был рассказ о личной жизни, отношениях и потерях. Сегодня картины Бэкона и остальных чувствуешь именно телом — до мурашек, озноба и даже тошноты.

Эдвард Мунк. Танец жизни

Третьяковская галерея, 15 апреля — 14 июля

В 2012 году картину норвежца Мунка «Крик» продали на аукционе Sotheby’s за рекордную цену — $119,9 млн (самая большая сумма, которую когда-либо платили за произведение искусства на аукционных торгах). Это, наверное, одна из самых узнаваемых картин в мире, но характеризовать Мунка только ею — огромная ошибка. В Москве покажут 60 работ норвежского экспрессиониста (включая одну из версий «Крика»), графику и архивные фотографии. Основную часть привезут из Музея Мунка в Осло, в коллекции которого — 1000 картин, почти 7000 рисунков и 18 000 графических листов художника. Большинство из них никогда не показывали широкой аудитории. Одна из тем экспозиции — влияние на творчество Мунка произведений Достоевского, которого художник очень любил. Вообще, эта выставка — отличный способ увидеть, насколько разным может быть Мунк, и убедиться, что ему прекрасно удавались самые разные человеческие эмоции и страсти.

Выставка собрания Фонда Louis Vuitton

ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, 3 июня — 29 сентября

Еще одна важная выставка Пушкинского музея (она пройдет в соседней с главным зданием Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) — выставка Фонда Louis Vuitton. В Москву привезут классиков искусства XX века, а также выдающихся художников молодого поколения. В числе первых — Альберто Джакометти, Герхард Рихтер, Ив Кляйн, Зигмар Польке, Кристиан Болтански, Андреас Гурски, среди вторых — Жан-Мишель Баския, Бэнкси, Мэтью Барни, Такаси Мураками (снова!), Пьер Юиг, Ченг Ян. Мероприятие анонсируют как главное событие летнего выставочного сезона в Москве.

Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100

Музей современного искусства «Гараж», 28 июня — 1 декабря

Самый масштабный проект «Гаража» займет все пространство музея и растянется на полгода. В экспозиции — 50 исторических и новых работ российских и зарубежных авторов, каждая из которых так или иначе затрагивает вопросы экологии и этики. Обозначенные в названии даты отсылают к двум гипотезам из области научной фантастики: 2030 год — предполагаемая дата, когда исчезнут мировые запасы нефти, а питьевая вода станет дефицитом, а в 2100 году люди начнут заселять другие планеты и обретут бессмертие. Экспозицию откроет видеоинсталляция британского художника и видеорежиссера Джона Акомфра Purple (с 15 июня), а в атриуме музея покажут новую работу Хуан Юн Пина, одного из самых известных (читай: провокационных) китайских авангардистов. Ну и, конечно, сопровождать выставку будет обширная публичная программа лекций и дискуссий.

Йоко Оно. The Sky Is Always Clear

Московский музей современного искусства (ММОМА), 1 октября — 24 ноября

Главная выставка ММОМА будет построена вокруг серии работ Оно «Инструкции». Японская художница, жена и боевая подруга покойного солиста The Beatles Джона Леннона начала работать над ними еще в 1960-е, включая в единую серию самые разные произведения: от простых надписей до объектов, призванных взаимодействовать со зрителем. Все они рассказывают о смысле искусства, его роли и судьбе в эпоху политической и социальной ангажированности. Выставка будет проходить в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», а художница обещала лично приехать на открытие.

Фото: Shutterstock.com


Комментарии