Главные творческие проекты модной индустрии по поддержке Black Lives Matter
Агрессивные акции спровоцировали критику BLM. Хотя если говорить откровенно, то расовая дискриминация начинается там, где видят разницу между black и white life, забывая, что на самом деле all lives matter.
Обострение проблемы, связанной с бременем белого человека, назревало давно. Человек далекий от политики мог заметить ее отголоски в скандалах, сотрясающих последние пять лет модную индустрию.
2018 год начался с истории H&M, когда бренд опубликовал на сайте фото темнокожего мальчика в толстовке с надписью: «Самая крутая обезьянка в джунглях». Затем в расизме обвинили Prada. Адвоката по гражданским делам Чиньере Эзи оскорбили брелоки — обезьянки Otto Toto из коллекции Pradamalia. В них она нашла сходство с блэкфейсом.
Блэкфейс — это грим, популярный у комиков в XIX–XX веках. Белые актеры использовали его для карикатурного изображения темнокожих, поэтому сейчас он ассоциируется с расизмом.
Несмотря на заявление руководства Prada Group, что брелоки Pradamalia — выдуманные образы и у них нет исторического прототипа, спорные аксессуары пришлось изъять.
[1/2] #Prada Group abhors racist imagery. The Pradamalia are fantasy charms composed of elements of the Prada oeuvre. They are imaginary creatures not intended to have any reference to the real world and certainly not blackface.
— PRADA (@Prada) December 14, 2018
Через год бренд Gucci выпустил водолазку-балаклаву с красной прорезью для рта. И снова она напомнила пользователям соцсетей о блэкфейсе, вызвав шквал негодования. Руководство компании принесло публичные извинения, а водолазки сняли с продаж. Но осадочек остался.
Gucci deeply apologizes for the offense caused by the wool balaclava jumper.
We consider diversity to be a fundamental value to be fully upheld, respected, and at the forefront of every decision we make.
Full statement below. pic.twitter.com/P2iXL9uOhs— gucci (@gucci) February 7, 2019
В этом году бренды пошли на опережение и выпустили серию крутых проектов, направленных против расизма. Эта поддержка помогла в том числе снизить градус социального напряжения, подогретый пандемией и карантином.
Обложки журналов
Что может быть общего у олимпийской чемпионки, известного рэпера, исполнительницы самбы и обычной девушки, оказавшейся в ненужное время в ненужном месте? Все они — герои обложек важнейших глянцевых изданий и обладатели темной кожи.
С обложки июльского Vogue Brasil читателю улыбалась бразильская самбишта Тереза Кристина. Ее портрет написал темнокожий художник-примитивист Самуэль де Сабойя. Его еще называют бразильским Баскиа. Художнику всего 22 года, но в 2019-м у него уже была персональная выставка в Лос-Анджелесе.
В июне, в разгар протестов, железная леди американской модной индустрии и по совместительству главный редактор Vogue Анна Винтур разослала сотрудникам письмо. Текст был похож на исповедь. Винтур писала, что берет на себя ответственность за «обидные или нетерпимые» публикации в прошлом. А затем — в качестве индульгенции — пообещала «добиваться большего», назвав наступающее время периодом «выслушивания, размышлений и смирения для тех из нас, кто занимает привилегированное и авторитетное положение».
И уже августовский номер Vogue USA выходит с удивительно красивой обложкой с Симоной Байлз (то есть с учетом производственных особенностей печатных изданий практически на следующий день). Четырехкратная олимпийская чемпионка, 19-кратная чемпионка мира и пятикратная в абсолютном первенстве, она стоит на золотистом фоне, развернувшись к читателю спиной. Живая, первобытная красота. Вот как выглядит современная wonder woman!
Казалось, что к осени напряжение должно ослабнуть, но новый инцидент (ранение афроамериканца Джейкоба Блейка сотрудником полиции в городе Кеноша, штат Висконсин) вновь всколыхнул интерес к движению за права чернокожих.
За время протестов демонстранты повредили или снесли множество памятников историческим деятелям, связанным с работорговлей. Это стало очередным толчком к дискуссии о выплате репараций потомкам рабов. Впрочем, этот вопрос не новый. Он регулярно поднимается в конгрессе США со времен отмены рабства в 1865 году.
С одной стороны, идея кажется немного странной, так как выплаты должны получить те, кто никогда не был рабом, от тех, кто никогда их не имел.
Но, с другой стороны, в Америке до сих пор ощущаются последствия социального неравенства. После отмены рабства на протяжении почти 100 лет неравноправие и сегрегация были закреплены законодательно. Особенно жесткие правила были в южных штатах. «Закон Джима Кроу», последний из таких, был отменен только в 1964 году.
Но вернемся к миру глянца, где издатели как чувствовали нерв времени, выпуская к сентябрю темные обложки.
Руководство Harper’s Bazaar распорядилось поставить на обложках всех 26 версий журнала Рианну.
Главный оплот роскоши и тщеславия, американский Vanity Fair, вышел с изображением Бреонны Тейлор на обложке. Пять месяцев назад полицейские убили ее в собственном доме. Автор изображения — темнокожая художница Эми Шеральд. Этот номер был создан под руководством приглашенного редактора — журналиста и писателя Та-Нехасии Коутса. Выпуск под слоганом «Великий пожар» посвящен собирательному образу надежды, а центральной историей стало интервью с левой правозащитницей Анджелой Дэвис.
Главред британского Vogue Эдвард Эннинфул воспользовался правилом «не знаешь, как лучше, сделай черно-белую фотку» и выпустил три монохромные обложки: две с портретами активистов (по девять на каждой) и одну с моделью Адвоа Абоах и футболистом Маркусом Рашфордом на фоне природы. Получилось красиво.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Итальянский Vogue выпустил сентябрьский номер со 100 вариантами обложек. На каждой из них — героиня со своей историей и цветом кожи. От молочно-белой, как у модели Агнесс Дин, звезды подиумов 2010-х, до оттенков шоколада, как у нью-йоркского иллюстратора Дельфины Десан или африканской художницы Касси Намоды. Две последние девушки уже были на обложках Vogue Italia в этом году. Правда, не совсем они, а их работы, украсившие январский номер.
Без иллюстраций с темнокожими героинями и кистей темнокожих авторов не обошелся и сентябрьский Vogue USA. Две версии обложки создали Керри Джеймс Маршалл и Джордан Кастил.
Редакция поставила перед иллюстраторами только одно условие: герой обложки должен быть в одном из образов, отобранных командой Vogue. Выбор персонажа и сюжета предоставили художникам.
Маршалл изобразил белое платье Off-White (кстати, креативный директор бренда Вирджил Абло тоже темнокожий) на вымышленной героине с эбонитовым цветом кожи. По задумке автора его героиня — воплощение самообладания, она обращается к читателю: «Я здесь, и вы можете видеть меня, но я здесь не для вас». Кастил написала портрет дизайнера Brother Vellies Авроры Джеймс в голубом платье Pyer Moss, как небо над крышей, где она сидит.
Отечественные издания тоже не отстают. Российский Esquire поставил американского рэпера Канье Уэста на юбилейную обложку. Выбор героя для многих оказался неожиданным, но интересным. Уэст не просто отчаянный фэшиониста, популярный исполнитель и сумасшедший художник, а еще и кандидат в президенты США.
Надо отметить, что не все инициативы одинаково полезны. Предугадать реакцию общества сложно. Так, например, в июне раскритиковали создательницу онлайн-издания Man Repeller Леандру Медин, весьма толерантную особу.
Заваруха началась с открытого письма Медин — Where We Go From Here: A message for the MR Community, опубликованного 1 июня 2020 года на ее сайте. В тексте она пообещала поддержать борьбу за расовое равноправие. Реакция читателей была, мягко говоря, неоднозначной. Медиа обвиняли в том, что контент совсем не инклюзивный и оторван от реальности (читайте — для белых и богатых). Затем всплыла история с сокращением ивент-менеджера Кристал Андерсон в начале пандемии. Все бы ничего, но по случайному совпадению она была чернокожей.
В итоге Медин сначала самоустранилась: отказалась от руководства изданием, предоставив управление своей команде. Затем решила вернуться назад, но в другой роли.
Рекламные кампании
Любовь к сериалам спровоцировала появление нового рекламного жанра. Теперь промокампании выходят серией эпизодов. Одну из таких историй — #MeAndMyPeekaboo, посвященную сумке Peekaboo, — дом Fendi создал вместе с молодым, но уже очень популярным неосоул-дуэтом Chloe x Halle. Сестры Хлои и Хелли Бейли прославились в этом году благодаря виртуальным выступлениям, альбому Ungodly Hour, возглавляющим все возможные чарты, и активной гражданской позиции в отношении расовой дискриминации.
Кстати, образы для клипа создала стилист Зерина Акерс. Она работает со звездами вроде Бейонсе, а еще основала онлайн-платформу Black Owned Everything для поддержки темнокожих дизайнеров.
Другими героями модного сериала стали популярные японские исполнительницы сестры Эми и Айя Судзуки; Ким Кардашьян, снявшаяся с мамой Крис Дженнер и дочерью Норт; дочь Джуда Лоу Айрис.
Коллаборации
19 июня 2020 года, за полтора месяца до премьеры проекта Black Is King, Бейонсе выпустила песню Black Parade. День был выбран неслучайно — это памятная дата в истории США: именно в этот день в 1865 году было отменено рабство.
В честь этого события ювелир Melanie Marie выпустила колье для бренда Beyonce. Его можно приобрести всего за 95 долларов.
Другой необычный союз, вдохновленный Black Lives Matter, появился в Японии. В июне 21 бренд Страны восходящего солнца объединился для того, чтобы выпустить обычную белую футболку. Правда, простая она только внешне, а по сути очень даже классная — средства от продаж пойдут в поддержку Black Lives Matter. Вот такой модный giveaway.
Несмотря на то что летняя мужская коллекция Dior не позиционировалась как проект BLM, не упомянуть о ней невозможно. Во-первых, она прекрасна. Во-вторых, она задумывалась как проект про Африку еще до того, как это стало столь обсуждаемой темой. Французский дом создал ее в соавторстве с ганским художником Амоако Боафо.
Кажется, эта коллаборация была предопределена судьбой. Креативный директор мужской линии Dior Ким Джонс много времени в детстве провел в Африке. Он путешествовал вместе с отцом, гидрогеологом. Жил в Эфиопии, Кении, Ботсване и на родине Боафо — в Гане, любимой африканской стране отца Джонса. Приступая к новой коллекции, дизайнер вспомнил о ганском портретисте. Он познакомился с живописью Амоако Боафо за год до этого, на выставке Art Basel в Майами. Уже в мастерской творца в Аккре, столице Ганы, модельер увидел портрет молодого человека в рубашке с узором из плюща. Этот принт был хорошо знаком Джонсу и, более того, находился в мудборде к коллекции в его парижской студии! Правда, рисунок располагался на женском платье Dior. Как оказалось позднее, Амоако Боафо — фанат бренда.
Художник обучался в венской Академии изобразительных искусств. В его работах чувствуется дыхание классиков этой школы: Густава Климта и Эгона Шиле. Его портреты темнокожих людей, написанные длинными, пастозными «штрихами», превратились в принты коллекции.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Арт-проекты
В июле у Бейонсе вышел новый аудиовизуальный альбом Black Is King. Главная тема — культурное многообразие Африки. В его создании певице помогали Фаррелл Уильямс, Childish Gambino (музыкальное альтер эго актера Дональда Гловера), Кендрик Ламар и темнокожие дивы Люпита Нионго, Наоми Кэмпбелл и женщина непростой судьбы Адут Акеч.
Над костюмами работала стилист Бейонсе Зерина Акерс. Образы, созданные ею, завораживают. Тяжелый люкс (Erdem, Burberry, Marine Serre, Mary Katrantzou, Mugler, Area) органично смотрится в одном визуальном ряду с авангардными вещами творцов (Алона Ливне, Лорел ДеВитт, Tongoro, Ashi Studio и др.).
Посмотрите, как здорово сочетается традиционный головной убор геле с очень британским по духу платьем из розовой сетки Molly Goddard или с белым костюмом-букле Balmain. В общем, получился не альбом, а фонтан «Дружба народов»!
Культурная экспроприация – болезненная тема для западных брендов. В российских реалиях масштаб и сложность этого вопроса сложно осознать. В нашей стране подобного массового опыта не было. Поэтому всем нам важно быть чуть более чуткими и терпимыми, ведь красота – она в многообразии и глазах смотрящего.
Фото на обложке: Dior.com