Откуда берутся тренды на татуировки

The Reminder выяснил, как татуировка из специфической субкультуры стала массовым фетишем.

Сейчас человека с татуировкой на лице, как у Ивана Дремина (он же российский рэп-исполнитель Face), можно запросто встретить на улице, в метро и даже в офисе. Но примерно 50 лет назад тату были вне закона в США и СССР. В 1995 году Левада-Центр проводил опрос «Что чаще всего означает татуировка?». 40% опрошенных считали ее признаком тюремного прошлого. В 2014 году такого мнения придерживались 27% респондентов, 37% охарактеризовали татуировку как «стремление выделиться среди других». Только 6% признались, что у них есть тату.

Рэпер Face

Тем не менее тату-индустрия в России растет и процветает. В Москве до сих пор работают старые студии – «Тату 3000» (открылась в 1999 году) и «Ангел» (основана в 2002 году), появляются новые проекты, в том числе сетевые, вроде My Way Tattoo. В 2009 году в столице открылась студия Faux Pas. После российского реалити-шоу «Сделай мне красиво», посвященного тату, она превратилась в место силы. Сюда регулярно приезжают звездные мастера со всего света, проводятся тематические выставки и вечеринки.

Рэпер Элджей

Сейчас татуировки – это не только способ социального бунта, но и продолжение философии. Поколение 20-летних превращает свои тела в арт-объекты, а соцсети – в музеи нового формата. У российского хип-хоп-исполнителя Элджея на шее есть надпись Sayonara. Это отсылка к названию его альбома и нику в соцсетях. Еще у Элджея есть изображения на ключицах, животе, руках и лице – дань гангстерской традиции (подобные также есть у Face и Скруджи). Впрочем, мафиозные обычаи не единственная причина оставить знак на лице. Музыкант T-killah пообещал набить на скуле «Россия Игорь» после выхода российской сборной в 1/4 финала ЧМ по футболу.

Топ-модель Кара Делевинь

В модной индустрии негласный запрет на тату действовал до 2010-х. Даже сердечко на попе могло стать причиной отказа модели. Но с появлением соцсетей татуировки появились у многих звезд подиума: Кары Делевинь, Кендалл Дженнер, Роузи Хантингтон-Уайтли, Кейт Мосс и Лили Коул. Организаторы показов стали руководствоваться не только внешними данными при выборе модели, но и количеством ее фолловеров в соцсетях. Рисунок на теле – дополнительный повод для хайпа.

Но борьбу за модную легализацию тату начали не модели, а американский татуировщик Дон Эд Харди. В 2004 году он создал масс-маркет-бренд Ed Hardy Vintage Tattoo Wear вместе с французским дизайнером Кристианом Одигье. Фишкой марки стали принты по мотивам американских ретро-татуировок. Позже тату-принты периодически появлялись у люксовых марок. В коллекции Dsquared2 весна-лето 2016 года были легинсы и лонгсливы из прозрачной сетки с рисунками в духе Neo Traditional тату. А в этом году креативный директор Vetements Демна Гвасалия использовал российские криминальные татуировки для принтов в мужской коллекции весна-лето 2019.

1 / 3

Футболка Ed Hardy

Dsquared2 весна-лето 2016

Vetements весна-лето 2019

Топ-модель Алессандра Амбросио

Еще одна модная находка – переводные или временные татуировки. Впервые подобные штучки были замечены на показе Chanel весна-лето 2010. Визажист Питер Филипс обыграл в лаконичных «переводилках» символы французского дома. Временные тату быстро пошли «в народ». В 2010 году Сара Джессика Паркер появлялась в них на многих светских мероприятиях, даже на «Оскаре», сочетая традиционные украшения с переводными «обманками». Свои наборы выпустили Бейонсе и Рианна. Но настоящий бум на временные татуировки случился в 2013 году. Тогда Dior представил рождественские тату из 24-каратного золота, а Миранда Барнет основала марку Flash Tattoos. Наборы имитировали украшения – тонкие цепочки, браслеты. Во время фестиваля Coachella insta-girls Алессандра Амбросио и Ванесса Хадженс обклеивались этими золотистыми картинками с головы до ног, не забывая выложить селфи в Инстаграм.

Лихорадка по «времянкам» не прошла до сих пор. Собственные линейки выпускают даже тату-мастера – Саша Масюк @Sashatattooing, Нора Ляшко @nora_ink и Sasha Unisex @unicornsout. Совсем недавно российская художница Маша Янковская тоже выпустила серию переводных картинок. В тех случаях, когда даже «переводилка» – слишком серьезное решение, можно воспользоваться лайфхаком от Питера Филипса. Визажист придумал еще один способ имитации тату. Он разработал необычный макияж для кутюрной коллекции Dior весна-лето 2018. Тела моделей были украшены надписями, которые вполне могли бы быть и перманентными татуировками.

1 / 2

Chanel весна-лето 2010

Dior весна-лето 2018

Саша Масюк @Sashatattooing 

Я занимаюсь татуировками серьезно уже пять-шесть лет, начала,когда мне был 21 год. Мой муж подарил мне машинку со словами: «У тебя круто получается рисовать, начни делать татуировки!» Первые полгода делала себе, своему мужу и некоторым друзьям дома. В таком ритме я проработала где-то четыре месяца, только потом пошла работать в студию.

Поскольку первой машинкой можно было делать только линии и точки, а свободных финансов, чтобы купить вторую машинку для цвета или растушевки, не было, я стала думать над эскизами. Так родилась идея делать контурные рисунки, создавая тени точками. Позже я узнала, что эта техника называется Dotwork, нашла мастеров, которые вдохновляли. Я до сих пор делаю все свои работы линией и точкой. Поскольку я самоучка, многие вещи узнала от коллег, когда пришла работать в салон. Познакомилась с другими красками, узнала, как смешивать красивый серый оттенок, который подходит для теней лучше, чем черная краска. Вот так путем проб и ошибок сформировался стиль, в котором работаю сейчас.

1 / 2

Когда я только начинала татуировать дома, в тренде были волки. Я сделала своего – у него была морда из перьев, с узорами. Волк всем очень понравился, ко мне пошла волна людей, которые хотели такое же. Я пыталась что-то изменять, делала кучу вариаций, в общем, копировала саму себя. Потом были лисы, киты, совы, затем пришла веточка. Она покорила весь Интернет. Все себе делали веточки, просто веточки. Очень странно, но в топе среди моих переводных тату до сих пор веточки и пионы. А мою ученицу Нору (@nora_ink) постоянно просят набить эти цветы. Они у нее здорово выходят, стиль такой – нежный, тонкий.

Я думаю, весь этот бум на ботанику пришел из Инстаграма. А откуда еще? Как ты еще об этом узнаешь? От друга, по сарафанному радио? Да, это тоже круто работает, но сейчас большинство людей толком не общаются, а просто зависают в соцсетях. В целом Инстаграм влияет на индустрию тату положительно, помогает новичкам пробиться. Если контент и качество работ хорошее, то этого в принципе достаточно, чтобы быстро раскрутить аккаунт. Я предполагаю, что благодаря Инстаграму у меня очень большая аудитория за границей. Например,США у меня занимает второе место по просмотрам.

Nataly Artmachine66 @artmachine66

Первые попытки портить шкуры были мной предприняты в 15 лет, в 2003 году. Я крутила самопальные машинки из всего, что было под рукой. Это были лихие нулевые, мы триповали как могли. Второй заход я предприняла в 18 лет. Пошла работать в студию очень известного мастера Павла Ангела. Молодая и не особо полезная, работала мастером пирсинга и вертелась под ногами: училась фотографировать, рисовать, колоть по возможности. Это мне было в кайф: люблю рисовать картинки со смысловым подтекстом и звук машинок. Мне вообще нравится всякого рода шумная техника, например мотоциклы кроссовые. Время работы в студии «Ангел» и потом в салоне «Тату 3000» у Димы Речного было очень крутым. И опыт мощный, и люди огонь, и весело было максимально, типа ощущения разгона на трамплин.

Я начинала с черно-белых портретов, плавно увлеклась биомеханикой, потом, видимо, кислота новая пришла на район, и я резко начала изучать Neo Traditional. Old School тоже всегда нравился. Он простой и четкий, как армейский сапог. Классическая Япония также влечет. По итогам, я думаю, у меня смешалась школа Японии, Neo Traditional и немного постмодернизма. Последнее приклеилось, так как еще дизайнами занимаюсь. На вопрос, почему так вышло, ответа нет – просто так катился камень. В моих работах виден почерк, даже если копирую картинки. Честно говоря, я много делала ерунды всякой: вроде сердечка на попе или одуванчика на лопатке, разлетающегося микроптичками по волосатой шее.

1 / 2

В татуировке тренд – искаженное понятие. Тут главное не запутаться. Есть классика: Япония, Old School and Neo Traditional Tattoos, есть хороший реализм, орнаментальные татуировки (обычно национальные мотивы – полинезийские, майя, скандинавские узоры и т. д.), Dotwork, Blackwork и графические модификации на основе точечной техники – по сути старая добрая гравюра. Последние несколько лет назад были трендом, сейчас это просто одно из направлений. На данный момент под влиянием молодых псевдорэперов стало модно лепить наклейки сомнительного качества по всей туше, в том числе на лицо. Но, как я помню, в лихие нулевые этот тренд тоже имел место. В общем все зависит от тусовки. Хотя волки и тигры, вырывающиеся из груди, точно уже не в тренде, ну и слава Одину. Тенденции на конкретные сюжеты, когда все колют сакральные мандалы или мини-наклейки иголкой без машинки, весьма коротки и волнообразны. Все зависит от тусовки и географии. В Африке тренд не меняется с самого его начала, а в Лос-Анджелесе все флипуется.

Мне кажется, новые тенденции просто произрастают в Инстаграме. Обычно это заслуги татуировок на музыкантах. Или же какая-нибудь не в меру хайповая звезда наколет себе стрелку на ребрах. И армия подражающих бежит колоть себе тоже самое. Я, хоть и не динозавр, не понимаю этого. Рисую весьма модненькие картинки, у меня у самой линейка одежды People Love Poison, и я слежу за тенденциями, прогрессом. А когда стану киборгом, мои татуировки будут голографическими с историческим подтекстом. То есть картинка будет меняться под каждым углом просмотра: от ориентальных узоров до Neo Traditional или мегареалистичных гравюр известных людей.

Янина Виланд @yaninaviland

Я занимаюсь татуировками 10 лет, c 2008 года. Начинала на Украине, 7 лет жила и работала в Санкт-Петербурге, сейчас переехала в Бразилию. Не могу сказать, что специально выбирала или меняла свой стиль, он просто рос и видоизменялся естественным путем. Сейчас работаю с большими графичными проектами, блэкворком и паттернами. В татуировках, как и в музыке, моде, искусстве, основные тренды зависят от того, за чем вы следите.

1 / 2

Я занимаю нишу в среде модерн-татуировки. Но тренды этой среды будут иметь мало отношения к зрителю, который наблюдает за мастерами-реалистами или, к примеру, современной панковской татуировкой. Интернет сделал тренды трендами. Если 10–15 лет назад огромное количество европейских мастеров творили сумасшедшие вещи и видел это только тот, кто целенаправленно искал, то сейчас намного проще показать себя, главное –найти и занять нишу, которая еще свободна. Переводные ли это цветы, полосы во все тело или минималистичные надписи, кто-то один всегда становится первым,и дальше массы подхватывают.

Текст: Екатерина Валетова

Фото: Unsplash.com, Farfetch.com


Комментарии
Популярное