fbpx

Катя Добрякова: «Большинство Instagram-дизайнеров продают китайские подделки»

Основательница бренда Катя Добрякова рассказала, как придумать свою «фишку» и стать востребованным дизайнером.

дизайнер Катя Добрякова новая коллекция

Катя, над какими проектами ты сегодня работаешь?

У нас сейчас несколько креативных коллабораций — с соцсетью «ВКонтакте»; я недавно сделала бомберы для выпускников группы EMBA в «Сколково», они двусторонние, на официальной стороне — все про обучение, а на неофициальной — только то, что ребята понимают, их какие-то приятные эмоции и шутки, связанные со «Сколково». На повестке дня еще несколько коллабораций, о которых заранее не принято говорить.

Буквально на днях стартует наша капсула с сетью «ВКонтакте». Я взяла самые популярные стикерпаки и обыграла их в ироничном ключе, получилось забавно. Цена должна быть доступной, поэтому, думаю, что коллекцию быстро раскупят, там забавные дизайны, я сама уже хочу несколько свитшотов.

Два года назад у тебя открылся магазин в Нью-Йорке. Чем примечательно сотрудничество с иностранцами?

Если говорить о технической стороне вопроса, то разницы никакой, все то же самое: приезжаешь, выбираешь помещение, регистрируешь компанию. Важно, чтобы у тебя там был надежный человек. С помещением, правда, тоже не так просто — в Нью-Йорке огромные залоги, арендуя коммерческую площадь, ты сразу платишь минимум за шесть месяцев аренды. Плюс все жильцы дома должны утвердить тебя как арендатора, нужно всем понравиться. С менеджментом продавцов тоже сложно, американцы знают свои права, и если требуется сделать больше, чем написано в контракте, тут же услышишь либо что это не входит в обязанности, либо что нужно доплатить. Доходит до абсурда. Русская по происхождению девушка — управляющая магазина – отказывалась переодевать манекен или забирать вещи со съемки, потому что у нас в трудовом договоре это не прописано. За опоздание оштрафовать — нелегально. В такой момент наступает искреннее непонимание, как люди могут так себя вести, но через океан кадровые вопросы решать затруднительно. И ты смотришь по камере, как она сидит за кассой и пишет тебе: нет, я не буду переодевать манекен, и не шевелится вообще. А чтобы поехать и найти замену, нужно на пару недель выпасть из местных дел. Поэтому, когда у нас закончился двухлетний договор аренды, мы решили оставить онлайн и пару корнеров, так как администрировать дистанционно такой формат легче.

Куртка черная Катя Добрякова
Куртка Космос Катя Добрякова
джинсовая куртка Катя Добрякова
джинсовая куртка с кометами Катя Добрякова
свитшот Космос Катя Добрякова
длинное платье Катя Добрякова
Белое длинное платье Катя Добрякова
Катя Добрякова лукбук
комбинезон Катя Добрякова
Серебряное пальто Катя Добрякова
комбинезон без рукавов Катя Добрякова
мужская одежда Катя Добрякова
1 / 12

А с клиентами вы там как-то по-другому работаете, не как в Москве?

Более свободно. Например, американский продавец очень часто начинает свое общение с вошедшим в магазин человеком с комплимента, мол, какая у тебя классная кепка, а где ты ее взял? Так завязывается разговор… В России такой стиль общения воспримут как фамильярность. А в Америке это в порядке вещей — говорить друг другу приятное. Ты будешь идти по улице в Нью-Йорке и как минимум пять человек скажут, что на тебе классная юбка или ботинки, и ты почувствуешь себя супермодной. В Москве люди редко улыбаются и практически не делают комплиментов незнакомым людям.

Как думаешь, может ли человек без специального образования стать дизайнером?

На мой взгляд, нет. Точнее, может, но это скорее исключение, чем правило. Вот у меня, например, образования в сфере именно дизайна одежды нет, потому я таковым себя никогда особо и не считала. Я плохо разбираюсь в крое, никогда не стану шить асимметричные вещи, которые не знаешь, как надеть. Но я хороша именно в графике, поэтому заняла свою нишу — у каждой моей толстовки или футболки есть некий сюжет. При этом, безусловно, за годы работы я приобрела опыт в конструировании одежды, научилась говорить на одном языке с технологом и портнихами — что такое вытачки и баски, конечно, знаю. Но по образованию я графический дизайнер. И недавно у меня вышел спор с одним задиристым молодым человеком, который разрабатывает приложение для моих друзей. Пыталась объяснить ему, в чем он не прав, аргументируя своим образованием, опытом и годами работы в этой сфере. На что он мне сказал, мол, сегодня, чтобы быть успешным продакт-менеджером или продакт-дизайнером, не нужно никакого образования и я со своими установками устарела. Молодость и дерзость — это, конечно, очень хорошо, но есть один момент. Если ты дашь такому человеку сверстать книгу или журнал, он наваляет кучу ошибок и даже сам этого не поймет. И кто-то далекий от графического дизайна тоже не поймет, а вот тот, кто в теме, — ему сразу будет видно: работа сделана криво. Так, по сути, и про дизайн одежды можно сказать: если коллекцию создает человек без образования, это сразу бросается в глаза. Обывателю, наверное, и нет, а тому, кто учился на дизайнера, — безусловно. Дилетант может пару раз выехать на креативе, но не более того. Или другой вариант — заменить образование огромным опытом. То есть ты будешь все познавать на своих ошибках — долго и нудно. И то не факт, что до конца вникнешь во все тонкости профессии. Поэтому не понимаю, почему, если можно поступить в университет, не сделать этого?

мужская белая футболка Катя Добрякова
мужская джинсовая куртка Катя Добрякова
свитшот черный мужской Катя Добрякова
розовое платье Катя Добрякова
серебряные шорты Катя Добрякова
платье рубашка Катя Добрякова
длинная юбка Катя Добрякова
1 / 7

Что выдает дизайнеров без образования?

Они ничего не придумывают сами, просто копируют других. И еще они почему-то фотографируют свои вещи непременно на эскортницах, продвигают их через определенных блогеров, используя тему секса. В том же Instagram сегодня таких тысячи. Человек творческий понимает: нужно найти свою «фишку», чем-то удивить народ. А иногда такие псевдодизайнеры покупают вещи на китайском рынке, клеят свои этикетки и продают. Недавно, кстати, на такой схеме попался очень крупный американский бренд Prettylittlething — довольно известный у нас, его многие покупают на Asos. Фирма очень недорогая, но в то же время с прикольными вещами. В Америке эту одежду рекламируют топы шоу-бизнеса: Эшли Грэм, Рианна, семейство Кардашьян. И тут выяснилось, что компания сама не производит эти вещи, просто затаривается на Alibaba и выдает за свои: кто-то купил их одежду, а там под биркой Prettylittlething еще один ярлычок — китайский. Потому когда такие крупные марки грешат подобным, что уж удивляться по поводу наших умников, которых я бы назвала скорее предпринимателями, нежели дизайнерами. Плюс у настоящего дизайнера обязательно есть стилистика в коллекции, вещи шьются по одному лекалу — если спущенный рукав у платья, то и у рубашки он будет таким же, у свитшота. А те, кто не понимает, что такое дизайн, покупают понравившееся платье в любом шоуруме, едут на какой-нибудь «Садовод», в лучшем случае — магазин, хватают самую дешевую вещь, несут ее портнихе и просят сшить такие же платья разных размеров. И вот на следующее утро они уже проснулись дизайнерами!

 

Моя соседка по офису Эвелина Хромченко тогда только успевала присылать мне ссылки на подобных «повторюшек», мол, ты видела, что твою идею украли? А я и не видела — эти товарищи меня заблаговременно блокировали, чтобы я не наткнулась на их откровенное воровство.

 

А твои вещи копируют?

Я шесть лет назад придумала разрисовывать джинсовые куртки разными сюжетами — миксовать шедевры мирового искусства с мультяшными персонажами. После этого многие «дизайнеры» стали делать так же, но выглядело это все очень самопально, безвкусно и пóшло. И еще несколько компаний полностью «слизали» концепцию моего бизнеса: семь лет назад я купила вышивальную машину, чтобы делать персональную вышивку на джинсовых куртках, кепках… Наняла программиста, посадила его в офисе на Патриках. В Москве тогда ни у кого ничего подобного не было. Может, за границей только, но не у нас. И буквально сразу после этого многие стали делать то же самое — вышивать все, что пожелает клиент, на халатах, свитшотах, трикотажных костюмах. Моя соседка по офису Эвелина Хромченко тогда только успевала присылать мне ссылки на подобных «повторюшек», мол, ты видела, что твою идею украли? А я и не видела — эти товарищи меня заблаговременно блокировали, чтобы я не наткнулась на их откровенное воровство. Но без лишней скромности могу сказать, что и это скопировать с нас очень непросто — у моего бренда высокий уровень вышивки, качество идеальное.

А судиться в таких случаях есть смысл? Или тебе скажут — мы, мол, вот тут закорючку сделали другой формы и другого цвета — и все, вопрос снят?

Раньше так и было, но сейчас закон в этом плане, к счастью, продвинулся. Буквально на днях говорила с толковым юристом, который недавно отсудил у одного столичного ресторана аж 8 млн рублей — за то, что тот скопировал дизайн интерьера у другого заведения, клиента этого юриста. Ты еще пару лет назад могла бы представить, что кто-то кому-то заплатил такую сумму за то, что повторил за ним цвет стульев и форму столов? Я — нет. Так что закон о защите авторского права сейчас редактируется — и это радует.

Может, люди воруют чужие идеи, потому что уже все, что можно было придумать, придумали?

Конечно, нет! Вот даже взять бренд Balenciaga, который за последние два года весь мир свел с ума своими огромными яркими кроссовками на платформе, — не удержалась ни одна марка, все за ними повторили. Ведь совсем недавно этой «фишки» не было, она возникла из ниоткуда. Или вот тебе еще пример: на днях видела в Instagram, что какой-то непопулярный бренд одежды смиксовал джинсовую куртку с тренчем — верх от первой, полы от второго. Прикольно! Если бы это сделали Gucci, уверена, такой гибрид моментально стал бы модным. Но надеюсь, и этот начинающий бренд сможет застолбить эту модель и продвигать ее.

Для этого его владельцу, наверное, надо подарить такую вещь какой-нибудь нашей знаменитости — та (или тот) отметит аккаунт марки в своем блоге, и все побегут покупать себе такую же куртку-тренч?

Ну если звезда еще согласится — сегодня знаменитости избалованы подобными предложениями, еще денег хотят немалых за то, что они похвалят твой продукт в своих соцсетях и вещь понравиться должна. Но в целом да, это хороший инструмент для продвижения продукта — помимо внедрения информации о компании в поисковые системы и прямой рекламы.

Засилье недорогих онлайн-шоурумов с китайской одеждой в том же Instagram влияет на продажи  бренда «Катя Dobrяkova»?

Любой бизнесмен скажет, что подобная конкуренция — это хорошо. Тем более когда на фоне «дизайнеров» с рыночными вещами ты со своими выглядишь еще выигрышнее. Но это, наверное, как раз та история, когда для каждой кастрюли найдется своя крышка. И человек, который покупает вещи в подобных магазинах, вряд ли пойдет ко мне в шоурум. И наоборот.


Комментарии