fbpx

11 ТВ-программ 90-х, которые давно пора переснять на YouTube

Эта весна стала временем удивительных телевизионных камбэков. В марте на ТВ-3 стартовал перезапуск реалити-шоу «Последний герой», где актеры соревнуются с экстрасенсами, кто лучше выживет на необитаемом острове. А на YouTube-канале вышел первый после закрытия выпуск культовой программы Леонида Парфенова «Намедни». Редакция The Reminder обнаружила еще 11 передач, реинкарнацию или ремейки которых мы бы сами с удовольствием посмотрели на YouTube.

1. «Матадор» (ОРТ)

Вдумчиво о прекрасном

Невероятно, но факт. За последние 30 лет мода перестала быть только выбором одежды, а влияет на нас буквально во всем и каждую минуту. При этом до сих пор нет ни одной программы, которая бы глубоко и последовательно изучала феномен моды во всех ее культурных плоскостях. «Матадор» был именно такой передачей — вдумчивый рассказ о прекрасном, в чем бы оно ни выражалось: в современном ли искусстве, зарубежном кино, рекламе или просто получасовых интервью с интересными людьми вроде Эдуарда Лимонова. Нашим старшим братьям и сестрам повезло — за их хороший вкус еженедельно в период с 1990 по 1995 год отвечал высокий длинноволосый молодой человек. Константин Эрнст даже название своей авторской программы — «Матадор» — выбрал не исходя из его смысла, а потому что «красиво звучит». Последняя часовая программа о Венеции (доступна на сайте Первого канала) вышла в марте 1995 года, а снимать ее закончили в день смерти первого генерального директора ОРТ Влада Листьева. Закрытие «Матадора» привело к созданию его печатной версии, просуществовавшей всего три года, до 1998-го. После ОМ и «Птюч» это был третий глянцевый журнал в стране, определяющий «культурную повестку» продвинутой части ее жителей. Феномен, когда ТВ-программа реинкарнировалась в ежемесячный журнал, кажется, больше в мире никто так и не повторил. Скучаем по тонкой, красиво сделанной передаче в формате киноэссе обо всех культурных кодах и феноменах современности.

2. «Я сама» (ТВ-6)

Актуальная программа о внегендерных проблемах

Шоу «Я сама» появилось на ТВ-6 в 1995 году и просуществовало вплоть до 2001-го. Всего шесть лет в эфире, но есть за что сказать спасибо и сегодня. Потому что это было не шоу для домохозяек, а серьезный разговор обо всем на свете. Первый раз в истории отечественного ТВ женщинам дали свою собственную трибуну, причем на личную, а не — как всегда — «производственную» тему.

Вторая инновация — выбор экспертов. Впервые в истории новой России по телевизору регулярно показывали живую феминистку — сегодня стоило бы уточнить, что в длинной юбке и с накрашенными губами. Как бы то ни было, но писательница Мария Арбатова была первой в российском ТВ-эфире, кто в принципе озвучивал феминистский дискурс в обсуждениях насущных женских проблем. В качестве ее оппонента, как носительница традиционных взглядов, выступала психолог и писательница Ольга Сердобова. В-третьих, в женском ток-шоу были и мужчины, которым тоже давали слово. И наконец, сама ведущая — Юлия Меньшова, для которой эта программа стала дебютной, задала высокие профессиональные и просто человеческие стандарты тактичности и умения быть модератором в сложных вопросах. Может быть, все три причины как-то связаны с тем, что до сих пор никому так и не удалось сделать похожую программу.

3. «Про это» (НТВ)

Секс как способ социальной коммуникации

Первая и единственная программа о сексе на отечественном ТВ в формате ток-шоу. Согласно легенде, автором идеи стал Леонид Парфенов. Он же нашел и ведущую, Елену Хангу. Однако кому точно принадлежит задумка с белокурым париком, история умалчивает. В передаче не было запретных тем, за исключением тех, которые попадали под действие Уголовного кодекса. Программа выходила три года, и ее успех так никто и не смог повторить. В своих интервью Елена Ханга говорит, что в действительности шоу было не о сексе как процессе, а о сексе как способе выйти на социальные темы. Кстати, в состав редакторской команды «Про это» входил и журналист-документалист Андрей Лошак.

Сегодня, когда о сексе больше разговаривают, чем им занимаются, программа «Про это» актуальна как никогда.

4. «Звездный час» и «Джунгли зовут» (ОРТ)

Детские игры ума — одиночные и командные

«Звездный час», первая детская интеллектуальная игра, выходила на ОРТ почти десять лет — с 1992 по 2002 год. Мало кто знает, что ее придумал легендарный Влад Листьев, который нашел и ведущего, выбрав Супонева из тысячи претендентов. Программа-долгожитель закрылась после гибели Сергея Супонева.

Удивительно, но правила этой викторины не устарели до сих пор. В первом туре шестеро школьников вместе с родственниками с помощью табличек отвечают на вопросы. Каждое совпадение правильного ответа у ребенка и его компаньона-взрослого приносило «звезду». Во втором туре нужно было за минуту составить самое длинное слово из случайного набора букв. В финале побеждал тот, кто составит больше всего слов из одного длинного.

Передача «Зов джунглей» — уже задумка Супонева — была связана с коллективной работой. Это соревнование на смекалку, быстроту и сообразительность между командами «хищников» и «травоядных».

Жалеем, что сегодня нам нечего включать нашим детям и племянникам как пример познания мира в игровой форме без участия гаджетов.

5. ТВ-комедии «Дежурная аптека», «Грейс в огне» и «33 квадратных метра» (ТВ-6)

Скетч-камеди — обязательный элемент западной ТВ-программы — в нашу страну пришли тоже в 90-х. Поэтому в прошлый раз мы не включили их в обзор сериалов.

Например, каждый выпуск одного из самых популярных американских шоу «В субботу вечером» (Saturday Night Live) почти весь состоит из таких пародий. Многие ошибочно считают у нас пионерами этого жанра Comedy Club. Мы помним уморительно смешную «Дежурную аптеку», а также приключения героини в «Грейс в огне». У себя на родине, в Испании, «Аптека» за пять сезонов побила все рекорды ТВ-популярности. В 2010 году сняли кино о дальнейших приключениях героев спустя 15 лет «Дежурная аптека. Последнее дежурство». А в 2015-м наконец появилась и российская версия этого сериала, причем под тем же названием.

Кстати, из отечественных стоит вспомнить прекрасную ТВ-сагу «33 квадратных метра» от ОСП-студии — как наглядное подтверждение классического тезиса, что все счастливые семьи в России счастливы одинаково. Почти семь лет мы наблюдали за Звездуновыми. Скучаем по таким же ярким историям, которые бы масштабировали особенности нашего национального счастья и несчастья и где главные герои были бы нам близки почти как родственники.

6. «Акулы пера» и «Акулы политпера» (ТВ-6)

Общество и культура

«Акулы пера» выходили на ТВ-6 всего три года — с 1995-го по 1998-й. Интересно, что программа «Акулы политпера», сделанная по той же технологии «расширенной пресс-конференции», просуществовала всего лишь год (с 20 октября 1997 по 25 декабря 1998 года) и в памяти телезрителей никак не отложилась. Может быть, потому что шоу-бизнес в те «лихие 90-е» был интереснее, чем политика. Хотя нам из «десятых» сложно представить, что так бывает.

Сегодня практически любое интервью независимо от темы получает критические отзывы — мол, журналист спрашивал не то. Уникальность «Акул» была как раз в том, что там за 40 минут, кажется, задавали все мыслимые и немыслимые вопросы: от шаблонных про «творческие планы» до экспрессивных монологов от Отара Кушанашвили. Хотя «Акул» несколько раз пытались реанимировать (все с нулевым эффектом), все же нам сейчас нужно ток-шоу «про культуру», где представители самых широких слоев населения в лице СМИ спросят наконец то, что действительно волнует их целевую аудиторию.

7. «Рок-урок, или Двойной удар» (ОРТ)

Дети и кумиры

Программа «Рок-урок, или Двойной удар», где дети в студии задавали вопросы известному музыканту или артисту, появилась в 1992-м. Сначала ее вел мальчик-вундеркинд Иван Попов, потом его сменил ведущий Александр Олешко, но свой фирменный стиль программа приобрела к 1994 году, когда на место ведущего заступил выпускник ВГИК Егор Шиллер. Он и вел ее до победного конца в марте 1997 года.

За пять лет — а всего вышло 250 выпусков — в студии перебывали артисты всех направлений и жанров: от откровенной попсы вроде группы «Нэнси» до супермодных английских диджеев, которые попали туда вообще случайно.

Кстати, автор этой статьи тоже принимала участие в съемках как юный журналист и свидетельствует, что все вопросы, в том числе и самые каверзные, исходили от самих детей без всякого вмешательства взрослых. Очень жаль, что сегодня дети могут пообщаться со своими кумирами разве что в интернете.

8. «Взгляд» (ОРТ)

Повестка дня и кто ее формирует

Эту культовую для наших родителей программу многие сравнивают с группой «Битлз». Каждый вечер пятницы четверо совершенно разных по темпераменту и типажу молодых людей — Влад Листьев, Александр Любимов, Дмитрий Захаров и Олег Вакуловский — вели прямые эфиры из импровизированной кухни, обсуждая насущные вопросы во всех сферах жизни. «Взгляд», кстати, был первой передачей, где стали показывать коммерческую рекламу и музыкальные видеоклипы. Впоследствии из нее выросла телекомпания ВИД, производившая все основные ТВ-хиты 90-х, включая национальный аттракцион «Поле чудес». Хотя «Взгляд» выходил с перерывами всего 11 лет (с 1987 по 2001 год), через него прошли фактически все основные ТВ-звезды и даже большие начальники (Иван Демидов, Дмитрий Дибров, Владислав Флярковский, Василий Уткин, Валерий Комиссаров, Константин Эрнст и многие другие).

Основная фишка «Взгляда»— умение очень точно и верно почувствовать и передать дух времени, в чем бы он ни заключался: в репортаже о «танках в городе» во время августовского путча 1991 года или же беседах с деятелями культуры. С 1996 по 1999 год соведущим программы был «символ поколения 90-х» Сергей Бодров — младший.

Сегодня, когда определение «повестка дня» используют все медийщики, но никто не может толком объяснить, что это такое, программы «Взгляд» очень не хватает.

9. «Музобоз» (ОРТ)

Музыка, которую мы потеряли

Эта программа выросла из музыкально-клиповых перебивок передачи «Взгляд» и к 1991 году оформилась как целое «Музыкальное обозрение». Его бессменным рулевым был нордический блондин, никогда не снимавший черные очки, Иван Демидов. Задолго до появления MTV и «Муз-ТВ» как возможности не только слышать (за это отвечало радио), но и видеть музыку круглосуточно, «Музобоз» доносил звуки и ритмы отечественной и зарубежной эстрады до самых отдаленных уголков страны вплоть до 1997 года. Уникальность была в ее совершенной всеядности в плане музыки — ролик группы «Кар-мэн» прекрасно сочетался с клипом рокерской «Алисы».

С 1994 года «Музобоз» впервые в истории отечественного ТВ начал не только ездить на гастроли с программой «Площадка обоза», но и делать концертные съемки, дав возможность попасть в телевизор тем артистам и группам, у которых не было своих клипов: «Мальчишнику», «Лицей», «Технологии», и многим другим.

Вопрос, что такое современная музыка, конечно, очень дискуссионный, но ни одной музыкальной программы, которая бы так сплотила страну, с тех пор так и не появилось.

10. Антропология («Телеэкспо», НТВ)

ТВ как способ культурной коммуникации

Первая в стране интерактивная программа с живыми концертами и возможностью для всех телезрителей задать вопрос гостю выходила на «пятой кнопке» всего год, до 1998-го, пока ее частоту не выкупило MTV, а сам Дибров вместе со своим детищем не перебрался на НТВ. Там «Антропология» просуществовала до 2001 года, реализовав в эфире многие сложные технические новинки. Например, в 2000 году в студии была сделана специальная видеостена, куда транслировались реплики из интернет-чата программы. Кстати, этот интернет-форум стал примером идеального социального комьюнити с регулярными встречами в офлайне. Сколько людей нашли через него новых друзей, а многие и супругов! Жаль, что сегодня ТВ-контент сложно отнести к способу коллективной коммуникации с целью повышения уровня культуры, но мы помним, что это было.

11. Любовь с первого взгляда (ОРТ)

Первый отечественный теледейтинг

Шоу «Любовь с первого взгляда» как российская версия британской игры Love at First Sight появилось в 1991 году и было в эфире почти все 90-е. Программа стала первой в нашей стране телевизионной службой знакомств. Трое девушек и трое парней, отвечая на одинаковые вопросы ведущих Бориса Крюка и Аллы Волковой, в конце программы выбирали себе пару. Если получался match, то уже с помощью зрительского голосования выбирали тех счастливчиков, кто выходил во второй тур. Отгадывая ответы друг друга на вопросы ведущих, пара зарабатывала «сердца». Каждое из них — выстрел из джойстика по «сердцам», за которыми спрятаны призы, включая самый главный — романтическое путешествие.

Удивительно, как телеигра, появившаяся за 25 лет до Tinder, сумела донести главное. Что даже если совпал match, прежде чем звать на романтическое свидание, нужно услышать, понять или хотя бы постараться угадать желания и привычки другой стороны.


Комментарии